Текст: Омар Ламрани, National Ineterest. Перевод: Григорий Николаев, «Спутник и Погром»
В космосе все теснее — во всех смыслах. Первый спутник вывел на орбиту Советский Союз в 1957 году, и государства не уничтожали враждебные спутники ещё ни разу. Но вероятность того, что вскоре битвы разгорятся и в космосе, растет.
Хотя милитаризация космоса началась довольно давно, новые технологии и их испытания в последнее десятилетие показывают, что гонка в области военного использования орбиты Земли все ускоряется. Вашингтон остается главной силой на орбите и полагается на космос — а значит все конкуренты США работают над созданием и размещением противоспутникового вооружения (на Западе для его обозначения используется аббревиатура ASAT). Эти технологии, разработка которых началась еще в Холодную войну, за последние десять лет стали полем жесточайшей конкуренции между самыми развитыми армиями мира.
Для США статус лидера в области военных космических технологий открывает множество преимуществ. Но в то же время зависимость от космоса имеет и свои риски. Сегодняшняя неравная зависимость стран мира от спутниковой сети может дать повод противникам Америки атаковать орбитальную инфраструктуру Штатов — именно этого США и опасаются. В результате Вашингтон стремится расширить свои возможности и готовится к тому, что потенциальный конфликт может распространиться и за пределы Земли. Гонка космического вооружения продолжается — и Соединенные Штаты намерены сосредоточиться на методах сдерживания. Космическая война окажется разрушительной для всех участников, а потому цель Америки — не выиграть ее, а предотвратить.
Неравная зависимость
Зависимость Вашингтона от космической инфраструктуры — следствие доминирующего положения США на орбите. Время и расстояние — именно эти противники не позволяют США быстро размещать свои войска в любой точке мира. Но космическое пространство дает возможность выиграть и у этих неумолимых врагов. В результате армия США во многом полагается на орбитальную инфраструктуру в вопросах навигации, сбора разведданных, связи, обозначения целей, оповещения и прочих важных вещей.
Но преимущества, полученные США в результате освоения космоса, не ускользнули от внимания вероятных противников Америки. Хотя Китай и Россия тоже во многом полагаются на космос, они меньше Штатов зависят от своей орбитальной инфраструктуры. Во-первых, у обеих стран на орбите расположено не так уж много объектов. Во-вторых, так как и Китай, и Россия больше озабочены своими регионами, для достижения военных целей они будут использовать конвенционную технику. К примеру, Пекин, пользуясь своим географически расположением, в случае конфликта в Тайваньском проливе будет пользоваться радарами и сенсорными системами. А вот Соединенные Штаты в этом конфликте будут вынуждены использовать спутники.
Несмотря на превосходство США в области нанесения ударов по группам вражеских спутников, конкуренты Америки могут прийти к выводу, что потеря доступа на орбиту стоит того, если при этом удастся повредить американской орбитальной инфраструктуре. Хотя США и занимают лидирующее положение в вопросах космической войны, у их возможностей все же есть пределы. Орбитальные спутники двигаются по предсказуемым маршрутам, обладают низкой маневренностью и их тяжело защитить от атаки противника.
Спутник ORS-1, предоставляющий Минобороны США фото- и инфракрасные снимки всего Ближнего Востока и Юго-восточной Азии
Не вызывает сомнения, что кинетическая атака на американские спутники, несущая физический урон, вызовет разрушительный ответный удар. Но противник может попытаться снизить эффективность группировки, не уничтожая оборудование прямо — поскольку здесь ниже вероятность эскалации конфликта, это вполне реалистичный сценарий. Эта тактика включает РЭБ, взлом операционных систем и вывод (временный или полноценный) сенсоров из строя. Просчитывая риски некинетического удара по орбитальной инфраструктуре США, потенциальный противник примет во внимание и тот факт, что если спутникам не будет нанесено физического урона (или результаты удара окажутся обратимы), Америка скорее всего не захочет продолжать эскалацию космического конфликта, так как слишком полагается на космос.
Политика сдерживания
Если США желают сохранить свое превосходство в космосе, Вашингтон нуждается в разработке стратегий сдерживания атак на свои орбитальные объекты. Первый шаг в этой стратегии сдерживания — выработать способы отследить такие удары. Штаты не могут ответить на атаку, если не знают, кто их атаковал. Но расстояния и сложность получения физических доказательств с атакованных спутников усложнят поиск виновных.
Поэтому Соединенные Штаты вкладываются в создание системы слежения второго поколения под названием Space Fence. Система должна отслеживать спутники и орбитальный мусор. Space Fence обещают ввести в эксплуатацию к 2018 году. Система использует наземные радары, а эффективность отслеживания по сравнению с действующей Системой контроля космического пространства ВВС должна возрасти десятикратно. Вдобавок Штаты разрабатывают секретную систему защиты спутников, известную как SASSA (Self-Awareness Space Situational Awareness). Система сможет отследить точку, из которой по спутнику будет произведен лазерный выстрел.
Предполагаемый интерфейс системы Space Fence. Фото: Lockheed Martin
Само по себе количество спутников и их защищенность также могут предотвратить космическую атаку. Дублирование спутников в крупных группах повысит риск, сопряженный с нанесением удара: урон, нанесенный по такой группе, не сможет серьезно повредить космической инфраструктуре США, но в то же время вызовет ответный удар. В настоящее время ведется работа по внедрению новых антенн, фильтров, ограничителей перенапряжения и оптоволоконных компонентов, способных защитить спутники от глушения и вывода сенсоров из строя.
Соединенные Штаты в сотрудничестве со своими партнерами и союзниками могут попытаться распространить и продвинуть идею о том, что полномасштабная космическая война нанесет вред всему человечеству. Эта идея, вкупе с угрозой ответных действий США, может помочь избежать конфликта.
Предотвращение космической войны
США работают над политикой сдерживания космического конфликта в том числе чтобы сохранить свои позиций на орбите. Одновременно Вашингтон разрабатывает планы на случай такой войны. Министерство обороны США учредило пост главного советника, координирующего связанные с космосом процессы во всех родах вооруженных сил. В конце прошлого года в Америке появился Объединенный межведомственный центр совместных космических операций (Joint Interagency Combined Space Operations Center) при авиабазе Шривер (Schriever Air Force Base) в Колорадо. Центр занимается вопросами обмена информацией между различными оборонными предприятиями, связанными с космосом, и уже провел несколько военных игр, симулирующих орбитальный конфликт.
Вдобавок Пентагон добавил в бюджет по космическим программам на 2016 год 5 миллиардов долларов; теперь бюджет составляет около 27 миллиардов. Эти деньги пойдут на разработку технологий и тактик, которые помогут США смягчить последствия космической атаки и быстрее восстановиться. Одно из направлений, которым занимается Управление оперативного космического реагирования (Operationally Responsive Space Office) — разработка небольших спутников и систем запуска, дешевых и быстрых в производстве. Нынешняя орбитальная инфрастуктура США по большей части состоит из больших, сложных в производстве и дорогих спутников — некоторые из них стоят миллиарды долларов и строятся годами.
Управление возглавило разработку стандартизированных модульных орбитальных платформ, способных нести разнообразное оборудование. Результат этих разработок — гибкость в сочетании с дешевизной и высокой скоростью производства. Следующим шагом должна быть разработка новых дешевых и эффективных способов доставки грузов на орбиту для замены уничтоженного или выведенного из строя оборудования. Управление оперативного космического развертывания для этих целей выделяет деньги на разработку ракет SPARK (Spaceborne Payload Assist Rocket-Kauai), созданных для вывода на низкую геосинхронную орбиту небольших космических спутников. Армия США в поисках способов быстрого и дешевого запуска групп миниатюрных спутников обратилась за помощью к частному сектору. Компании Virgin Galatic (разработчики системы LauncherOne) и Rocket Lab (разработчики Electron Vehicle) уже выразили интерес к проекту.
Иллюстрация работы системы Launcher One частной компании Virgin Galactic
Революционная миниатюризация спутников позволит быстро заменять оборудование, поврежденное в результате атаки — что, в теории, позволит США сохранить возможность орбитальной поддержки военных операций во время конфликта. Но эти небольшие спутники — не панацея; ключевые функции орбитальной инфраструктуры все еще будут завязаны на крупные и сложные системы вроде больших, но крайне важных спутников оперативного управления. Многие из таких спутников требуют наличия весьма крупных антенн и мощных источников энергии.
Учитывая, что во время космической войны доступ на орбиту может быть затруднен, США занимаются и поиском функциональной альтернативы спутникам. Пока что один из главных вариантов — высотные беспилотники, несущие оборудование, сравнимое со стоящим на спутниках. Но учитывая уязвимость подобных летательных аппаратов перед продвинутыми системами ПВО, их низкую высоту полета, прочность (в сравнении со спутниками) и ограниченность применения, эти аппараты — в лучшем случае экспериментальное решение.
Америка все более серьезно готовится к угрозе космической войны. Инвестиции в новые технологии увеличиваются, создается новая организационная архитектура на случай подобного конфликта. Но в продолжающейся гонке между снарядом и броней нет никаких гарантий того, что системы ASAT не превзойдут системы защиты, тема самым закрыв США доступ в космос во время войны за небо.
Высокая цена космической войны
Космическая гонка возрождает страх космической войны, войны с ужасающими последствиями. Человечество зависит от космоса — орбитальные системы обеспечивают связь, навигацию, облегчают исследования и выполняют функции, необходимые для современной жизни. Мало того, в космосе нас могут ждать новые прорывы — использование солнечной энергии, захоронение ядерных отходов, внеземная добыча полезных ископаемых.
Космическая война выведет из строя множество ключевых спутников, а обломки повысят риски вывода новых спутников на орбиту. Урон мировой экономике может оказаться катастрофическим. Последствия космической войны могут быть сравнимы с последствиями ядерного конфликта. Выведение из строя спутниковых систем, отслеживающих запуск баллистических ракет, может быть расценено как подготовка к нанесению ядерного удара — отчего угроза ядерной войны возрастет.
США и другие страны принимают меры на случай потенциальной войны на орбите — но упор делается на сдерживание. Это нужно понять — как потенциальным противникам Штатов, так и самой Америке. Вполне возможно, что новые технологии в будущем позволят Соединенным Штатам оправиться от космического конфликта быстрее, чем все более зависимым от космоса Китаю и России. При таком развитии событий именно цена космической войны для человечества может удержать Вашингтон от ответного космического удара.
Оригинал на сайте National Interest
Читайте также: Русские космические станции