Что случилось с миром за неделю 1–7 ноября 2014 г.? Специальный доклад только для подписчиков «Спутника и Погрома»

Что случилось с миром за неделю 1–7 ноября 2014 года? В сегодняшнем выпуске: вопросы освоения космоса, тонкости отношений между КНР и Гонконгом, Россия подставила крепкое плечо Афганистану. Специальный еженедельный доклад только для подписчиков «Спутника и Погрома».

wr16

Большая игра в космосе

Как вы все помните, на прошлой неделе в США ракета-носитель «Антарес» с американским космическим кораблем «Сайнус» взорвалась спустя всего несколько секунд после старта.

Смотрите сразу с третьей минуты

«Виновного» нашли очень быстро — им оказался советский двигатель НК-33. Стоп, а как вообще он оказался в американской ракете? Дело в том, что разработанный ещё в 1960-х двигатель был по тем временам настоящим инженерным чудом, но после катастрофы с ракетой-носителем Н-1 и успешного приземления американцев на Луне, разгневанное советское руководство наложило негласный запрет на использование НК-33 и эта разработка всю оставшуюся часть Холодной войны пролежала «в столе». После коллапса СССР американские исследователи (в том числе и из Lockheed Martin) получили доступ в советские НИИ и там они нашли массу интересного. За сущие копейки они купили патенты и результаты исследований советских учёных и с успехом используют их уже много лет. Например, двигатель РД-180 используется в ракете «Атлас». История, на наш взгляд, прекрасно иллюстрирующая суть Совдепии: созданная кровью и потом отрасль, чьи основные достижения были отложены недальновидным политическим руководством, чтобы потом служить более предприимчивым иностранцам. Но вернёмся к злополучному взрыву.

Можно было бы посетовать на то, что виновата во всём «устаревшая советская техника», но НК-33 настолько опередил своё время, что успешно использовался американцами до сих пор. Сложно сказать, как и почему произошла ранее упомянутая авария, но она очень удачно ложится на политическую ситуацию. Американская зависимость от русских двигателей и ракет (не говоря уже про МКС, о чём позже) давно беспокоит самих американцев. Например, одного из создателей PayPal и известного космопредпринимателя Элона Маска, который теперь может попробовать убедить американское правительство использовать американские двигатели (в частности, его «Мерлина»), ведь отношения между РФ и США хуже некуда и полагаться на РД-180 (производящийся в США по лицензии) в ситуации с санкциями было бы очень странно.

wr16-1

Сейчас NASA собирается заменить НК-33 и это может стать началом постепенного сворачивания аэрокосмического сотрудничества с РФ. Американский потенциал в этой области пока не так велик, но так как стратегическая важность её высока, а другие страны включаются в космическую гонку, то правительство США рано или поздно ускорит этот процесс. В этих условиях Кремлю уже стоит перестать имитировать хорошую мину при плохой игре и перенести центр подготовки полётов на МКС в Крым, что будет, на самом деле, очень мудрым решением. Всем, кто хочет участвовать в программе МКС (и американцы хотят), придётся либо согласиться летать в Крым (соответственно, признав юрисдикцию России над ним), либо отказаться и начать разрабатывать собственные программы подготовки (что дорого, сложно и долго). Ответ, кстати, совершенно адекватный и в существующих условиях даже остроумный: продуктовые санкции не так сильно ударили по США, зато удар по сотрудничеству в космосе они прочувствуют здесь и сейчас. При этом дверь для восстановления сотрудничества останется открытой — «всего-то признайте Крым и отстаньте от Украины, мы к вам со всей душой». Вероятность того, что Америка «не будет сердиться, а будет сосредотачиваться» и выдаст чудо на уровне высадки Армстронга на Луну, не так велика, но она есть, и сейчас лучше доставить США неприятности, пока мы можем поспособствовать их сговорчивости. $450 млн в год, которые РФ получает от американцев сейчас — не такая большая цена за возможность реально отомстить американцам за санкции, которые уже нанесли нашей экономике ущерба на десятки миллиардов долларов всего за пару месяцев. А для российской аэрокосмической отрасли эти деньги можно будет найти в программе развития Северного Кавказа — ранее от неё отрезали 200 млрд руб. для Крыма, а тут речь идёт о куда менее значительной сумме. Тем более, что без нас американцы планируют развивать военное присутствие в космосе.

До 2030 года военные чины США собираются потратить около $75 млрд на запуск в космос военных и шпионских спутников — львиную долю этих денег уже готовятся освоить частные подрядчики: SpaceX ранее упомянутого Маска, ATK, Lockheed и Orbital Sciences (чья ракета взорвалась на прошлой неделе). Что интересно, в ракетах «Атлас 5», которые будут доставлять значительную часть этих спутников в космос, используются русские двигатели, и в интересах России сделать американцам большую гадость, сорвав сотрудничество в этой области и тем самым отсрочив успешное выполнение этой программы в срок. Этого в Госдепе желают меньше всего, поскольку превосходство в космосе обозначено как один из главных приоритетов в развитии ВС США (уже сегодня на долю Америки приходится 75% космических расходов в мире и 43% работающих спутников). Да, американские инженеры грозятся выдать свою замену советским двигателям со дня на день, но вообще очень показательно, что им до сих приходится соревноваться с изобретениями более чем сорокалетней давности. Весьма вероятно, что серьёзные ответные санкции России в аэрокосмической отрасли вызовут в Пентагоне настоящую панику. Ведь КНР уже наступает американцам на пятки.

В 2007-м китайцы сбили свой вышедший из строя погодный спутник, чем удивили и напугали американцев, не имевших до этого представления об истинном потенциале развития космической программы КНР. Китайским дипломатам даже потом пришлось убеждать американцев, что всё это было в «первый и последний раз», но цена китайским обещаниям невысока: недавно бывший офицер ВВС США Брайан Уиден написал отчёт, в котором доказал, что в 2013 году КНР уже имел куда более продвинутые образцы космического оружия. Однако это наделало меньше шума, чем отправка в космос 3 китайских астронавтов всего на 15 суток (по содержанию — всего лишь ремейк аналогичной американской операции 40-летней давности). Но в Белом Доме сидят не дураки: успешно протестированный американский шаттл-беспилотник X-37B — это, в теории, прекрасное оружие для войн в космосе. Но, как нам кажется, это не остудит пыл китайцев, а лишь вдохновит их на дальнейшие исследования в этой области. А ведь в космос рвутся и другие державы, пусть и разного потенциала.

wr16ix
Траты разных стран на космические программы заметно выросли за последние годы (снижение только у Италии и Японии)

Сегодня около 60 государств имеют свои спутники и проекты в космической отрасли. КНР постепенно догоняет Индия, свои ракеты и спутники уже запускают (или вовсю готовятся это сделать) ЯпонияВьетнамТаиландТайваньИранобе Кореи. Что интересно, многие эксперты (в частности, Аджей Леле в своей книге «Азиатская космическая гонка») считают, что соперничество в этой сфере может добавить остроты в уже существующие конфликты вроде «Индия vs Пакистан», так как кроме соображений престижа, освоение космоса, как мы убедились раньше, играет свою роль в военной сфере: этим летом шуму наделал эпизод с запуском египетского спутника-шпиона (осуществлённый при помощи России), который может передавать военным данные для координации артиллерийских и воздушных ударов по территории Эфиопии (с которой у Египта ожесточённый спор об использовании вод Нила).

Закончим разговор о космосе на оптимистической ноте. Хотя российская космическая программа сегодня не в лучшем состоянии, мы всё ещё лидеры в этой сфере — из 6 человек, находящихся сейчас в космосе, трое говорят по-русски. Наша задача — сохранять это преимущество. Сильным импульсом для развития российской космической отрасли станет необходимость куда менее опытных стран Третьего мира (неспособных создать и освоить собственную инфраструктуру с нуля) развивать свою космическую программу: на их заказах вполне можно обеспечить работой наших специалистов.

Гонконг и Китай: что теперь?

Гонконгский протест закончился тем, чем обычно всегда заканчиваются протесты яркой креативной молодёжи против коррупционного репрессивного правительства — ничем.

wr16-2

Имитация диалога (на одном из телемостов представитель КНР проговорился, что «свободные выборы Гонконгу не нужны, потому что там живёт очень много бедных людей») и полицейской жестокости привели к заморозке конфликта. При этом, согласно результатам соцопроса Reuters, 9 из 10 участников протестов готовы вернуться на улицы ещё раз. Кое-кто, по образцу киевских майдановцев, переехал жить в центре города табором в палатке. Участники гонконгских акций гражданского неповиновения обещали протестовать еще и в Пекине во время проведения очередного саммита АТЭС (где, между прочим, будут американский президент и японский премьер), но в Пекине всем всё равно.

Между тем особенно радикальными демократическими идеями гонконгское протестное движение не отличалось: большинство участников не относятся к числу трудящихся, а т. к. уровень неравенства на острове растёт, то аргумент про бедных, при всей своей кажущейся нелепости, сработал очень хорошо. Но с самого начала этот протест не нёс никакого особо разрушительного месседжа.

Никаких призывов к запрету КПК, выводу китайских войск и отсоединению от КНР — просто право выбирать главу города (сейчас его выбирает комитет из 1200 наиболее богатых и влиятельных горожан). Ну и поделиться богатством — примерно 70% ВВП Гонконга находится в руках очень небольшой группы миллиардеров. Для сравнения: в России, где уровень неравенства уже превышает американский, олигархи контролируют около 20% ВВП.

Гонконгские магнаты вполне лояльны по отношению к КПК, поскольку большая часть их богатства завязана на Китай и зарубежные страны, поэтому они делают всё что в их силах чтобы «слить протест». Когда-то их связи и капиталы поспособствовали китайскому экономическому чуду и уводить город далеко от континента они не хотят. Более того, больше демократии — совершенно точно не в их интересах, проще договориться с китайскими чиновниками. Сейчас в комитете, выбирающем главу города, доминируют интересы крупного бизнеса — примерно 38 различных группировок и объединений, имеющих неравное представительство: 18 голосов у финансового сектора, 36 от Всекитайского собрания народных представителей, 30 от здравоохранения, 60 от сельскохозяйственной и рыболовной отрасли («ох, Китай»). Отдельные яркие личности вроде Ли Кашина могут контролировать 12 членов комитета. Избирают они «кого надо»: первые 8 лет после передачи острова КНР главой Гонконга был Тунг Чи Хва, представитель одного из наиболее влиятельных и богатых кланов острова. В награду за верность КПК выдало ему впоследствии щедрую сумму на спасение семейного бизнеса, а он, помня добро, во время недавних событий призывал уличных активистов прекратить протесты.

Но не стоит сбрасывать со счетов протестный потенциал Гонконга. Дело в том, что город уже начали затмевать его континентальные братья вроде Шеньчжена или Шанхая. Экономический рост в Китае понемногу замедляется, а так как правящие круги КНР славятся своими аппетитами, то, чисто теоретически, возможно вторжение на остров рейдеров с континента. Действительно, Гонконг уже не такой исключительный город, соблазн наведаться туда и отобрать бизнес у местных магнатов очень велик. И если это начнется, гонконгские протесты заиграют новыми красками и превратятся в полноценный Майдан: с жертвами и уличными боями.

Россия готовится к уходу американцев из Афганистана

На последней встрече ОДКБ Владимир Путин уделил пару слов Афганистану: «Понимаем, что в связи с выводом международного контингента ситуация не будет легкой. При необходимости готовы подставить плечо нашим афганским друзьям для того, чтобы ситуация сохранялась стабильной и имела перспективы развития». Действительно, ситуация в этой стране требует внимания со стороны России хотя бы по той простой причине, что происходящее в Афгане может влиять на Среднюю Азию.

В конце сентября некоторые группы повстанцев в Афганистане уже присягнули на верность ИГИЛ и перешли в наступление в провинции Газни, оставив сотню убитых. Хотя и без арабских друзей Афгану приходится непросто — вывод американских войск сопровождается эскалацией насилия по всей стране, а также новостями о чудовищных финансовых махинациях, связанных с американцами: от «простых» растрат сотен миллионов долларов (особенно интересно узнать про тюрьму стоимостью $20 млн, которая так и не была построена) до миллиардов долларов, потраченных на то, чтобы научить афганцев выращивать культуры, которые не могут расти на афганской почве. Что уж говорить, на помощь Афганистану Америка потратила $104 млрд — совершенно безумные деньги. Результат — нулевой. Масштаб откатов и распилов поражает, но за это никого не наказывают — НАТОвские генералы включают режим «товарищ Обама ничего не знал, в Кабул пробрались враги», винят местных коррупционеров, но ни одного крупного коррупционного процесса мы не видели. И это понятно — говорливый туземец может много интересного рассказать о том, какое участие в происходящем принимали американские генералы.

wr16-3

Опиумный мак в стране выращивают поистине ударными темпами: если в 1999-м под соответствующие посевные площади было отведено всего 91 тыс. га, то в прошлом году это были уже 209 тыс. га. Увеличившийся афганский наркотрафик — большая проблема для России, где из 100 тысяч ежегодно умирающих от употребления наркотиков огромное количество приходится именно на любителей афганского героина. Решить эту проблему «на месте» фактически невозможно — одни только маковые плантации создают в стране чуть меньше полумиллиона рабочих мест, что уж говорить о выгоде афганских наркобаронов. Единственное, что может сделать Россия — ограничить въезд жителей Средней Азии, через которых, собственно, героин и попадает в Россию. И стоит радоваться, что у нас нет общей границы с Афганом — у Ирана на границе с этой страной идёт настоящая необъявленная война. Впрочем, война уже пришла в Россию.

В Подмосковье задержали большую банду мусульманских террористов, занимавшихся убийством граждан РФ на религиозной почве. Практически все задержанные — выходцы из Таджикистана и Узбекистана, что уже говорит нам о многом. Нынче из миллионов среднеазиатов, живущих и работающих в России, практически каждый третий может оказаться потенциальным террористом. Первая и самая очевидная мера — введение виз со Средней Азией, превращается из абстрактного требования националистов в зримую необходимость: рост мусульманского терроризма это последнее, чего хотелось бы неосоветским элитам Кремля в и без того тяжёлых условиях международной изоляции.

Расстановка сил в Кабуле пока не самая плохая: спровоцированный предыдущим президентом Хамидом Карзаем раскол власти между Абдуллой Абдуллой и Ашрафом Гани закончился «ничьей» — первый стал премьером, второй президентом. И это хорошо — они будут постоянно соперничать и апеллировать к третьей стороне, которой может быть и Россия. Но какие бы интриги ни творились в афганской столице, нужно ограничиваться шпионажем и дипломатией, военная операция тут ничего не даст. С другой стороны, можно только приветствовать желание Китая выделить этой стране $327 млн помощи, да и вообще всё более активное участие КНР во внутриафганских делах — положительный момент.

Стабильность мусульманского Синьцзян-Уйгурского района внутри Китая в немалой степени зависит от ситуации в соседнем Афганистане, поэтому от Пекина можно ожидать чего угодно, кроме «раскачивания лодки». Так что на афганском фронте китайцы будут честными и хорошими партнёрами.

Кроме Китая, в Афганистане есть ещё и другой сильный игрок, настроенный более-менее благожелательно по отношению к России — это Иран. У персов здесь целая сеть агентов как среди террористов, так и среди чиновников. Определённо, с помощью Тегерана в этой стране можно «решать вопросы».

Ну и закончим тем, с чего начали: пока что ОДКБ довольно бесполезная организация, но в её рамках можно и нужно начать масштабную кампанию по отлову наркоторговцев и мусульманских экстремистов в Средней Азии.