В этом еженедельном экономическом дайджесте «Спутника и Погрома»:
— Вытащили нож из спины: Путин и Эрдоган договорились о взаимном снятии большинства санкций. Угадайте, сколько это нам стоило?
— Нефть и валюта: российский рубль начал отыгрывать назад, РФ заинтересовалась в новой сделке с ОПЕК.
— Как кошмарить бизнес в обход моратория на проверки: расследование ведет Борис Титов.
— Москва не сразу строилась, но реновация идет другим путем: закон еще не принят, а Собянин уже выделил деньги.
— Союз союзом, а пошлину все едино заплати: единая экономическая зона становится для людей все призрачнее.
Первым делом, первым делом — сбыть зерно, ну а лётчики, а лётчики — потом
В среду в Сочи прошли переговоры между президентами РФ и Турецкой республики. В ходе пресс-конференции близкие по духу лидеры двух стран дружно заявили, что мир, дружба и жвачка полностью восстановлены и все взаимные санкции будут сняты. Напомним, что после сбитого турками Су-24 и убийства его пилота РФ жестко ответила Анкаре торговым эмбарго, дав понять, чего стоят жизни российских военных. Затем в россиянско-турецких отношениях тут же начался период восстановления, на завершающем витке которого РФ даже согласилась поставить дорогим партнерам комплексы С-400, сбивающие всё, кроме летящих в их зоне охвата американских ракет. Теперь сотрудничество продолжится и в гражданской сфере. Турецким компаниям разрешат вернуться в строительство, текстиль, услуги, и частично — сельское хозяйство. Интересно, что так быстро Владимир Владимирович пошел на уступки сразу после ответных мер Турции в последней области. Дело в том, что совсем недавно, в марте 2017 года, малоазиатская республика запретила РФ беспошлинно ввозить на свою территорию зерновые. Такой шаг очень сильно возмутил главу Минсельхоза Ткачёва, который снова вспомнил известную фразу про нож в спину. А поскольку рекордные урожаи в следующем году тоже надо куда-то продавать, в российском правительстве заработали быстро и эффективно — и вот проблема решена.
Впрочем, в РФ все равно считают, что главная победа за нами. Ведь с «основным вопросом» спора — помидорами — удалось повременить. Действительно, до санкций каждый второй томат на рынке РФ был турецкого происхождения. Теперь структура предложения изменилась, и резкий возврат помидоров из Турции убил бы рентабельность российского производителя, который только-только набрал кредитов и начал работу — по крайней мере, так подают ситуацию власти. По официальным заявлениям, ввоз томатов задержат еще на несколько лет, чтобы сгладить эффект. А потом, очевидно, трава может и не расти — почему в 2020-м российские томаты будут конкурентоспособнее, чем турецкие, власти не уточняют. Единственный, кто будет страдать постоянно, это рядовой гражданин — передел рынка едва ли позитивно скажется на ценах для покупателей. Как сказал российский нацлидер на этих переговорах: «Любые ограничения разрушают экономику» (привет, импортозамещение!).
Потепление отношений коснется и миграционных правил. Хотя визы для турецких граждан пока не отменяют, режим въезда смягчат для турок, которые часто приезжают в РФ по делам службы и бизнеса. Конкретных мер пока не назвали, но, очевидно, в ближайшее время турецкий капитал будет снова максимально уютно себя чувствовать и заниматься любимыми делами — строить турецкие лицеи в Татарстане, например. Коллеги из РФ тоже не намерены отступать в деле инвестиций. Правда, вкладывать деньги российских налогоплательщиков станут в куда более тривиальные вещи — например, в постройку АЭС «Аккую». Президент РФ на этой пресс-конференции даже назвал точную сумму, которая составит $22 миллиарда (турецкие средства — $0). Хотя пока АЭС формально будет принадлежать России и вложения можно назвать обоснованными, даже опуская все риски и абсурдные положения межправительственного соглашения, неизвестно, как долго ситуация будет сохранять статус-кво. В конце концов, это ведь не турецкие партнеры недавно национализировали дочку «Газпрома» и в наказание не получили даже стандартного возмущения от МИДа РФ. В договоре даже не прописали соответствующее положение — о невозможности национализации — но мы-то знаем, что добрые турецкие друзья так вероломно не поступят. Да и зачем — по истечении срока Соглашения о покупке электроэнергии Турция и так получит право на 20% прибыли АЭС. Строительство станции, как позже анонсировал турецкий министр энергетики, начнется в течение месяца.
Другими словами, переговоры завершились прекрасно: российские власти подарили турецкому султану $22 миллиарда дани (из бюджета с любовью), разрешили вести дела на своей территории и немного повременят со снятием ограничений по сельскому хозяйству — чтобы русский крестьянин успел чуть-чуть подняться (тут-то он и попадется). Турецкая же сторона снова сможет покупать дешевое из-за слабости рубля зерно с севера и, возможно, убивать приглянувшихся российских военных — но это уже тема вне экономического обзора. Многоходовочка!
Страховка со всех сторон
Курс российского рубля серьезно просел на этой неделе. Если в понедельник за 56 с копейками деревянных вы бы приобрели заветный доллар, то сегодня этого не сделаешь и за 58 рублей. К резкому снижению национальную валюту потянула нефть, чьи котировки изменились аналогичным образом: с $51,8/баррель в воскресенье до $48,4 в среду. Более того, как сообщает Bloomberg, снижение продолжается. Почему нефтяные цены снова пошли вниз? Ничего фатально меняющего картину рынка углеводородов на этой неделе не случилось. Но факторов, из-за которых нефть начало немного лихорадить, предостаточно, и в дальнейшем они могут оказать существенное влияние — и пока период принятия решений не завершится, котировки, очевидно, будут сильнее обычного реагировать на новости с разных концов света.
Во-первых, подходит к концу срок действия сделки ОПЕК. В целом свои обязательства страны-участники выполнили, хотя некоторым, например, Венесуэле, это стоило больших социальных потрясений. Министр энергетики Новак также заявил, что в РФ требования полностью соблюдены: ограничение добычи снизилось на 300 тысяч баррелей в день от октябрьских показателей, которые и были отправной точкой соглашения. В то же время эффект от сделки оказался не таким существенным, как хотели страны-экспортеры. Спрос потребителей в целом остается на прежнем уровне, чему способствует наращивание темпов добычи «черного золота» в США: там показатель увеличился за четыре месяца на 350 тысяч баррелей/сутки. По факту, стабилизация цен привела к тому, о чем все и так говорили: вновь активизировались производители сланцевой нефти, для которых существующий курс более чем комфортен. Однако крупные участники сделки ОПЕК настроились продолжать борьбу. О необходимости продлить действие соглашения с марта заявляет Саудовская Аравия, а теперь идею официально поддержал и Кремль. В то же время вера в такую политику слабеет с каждым днем — недостающее предложение ОПЕК активно обеспечивают производители в США, и почему такая тенденция не может продолжаться и во второй половине года, большой вопрос. К решению страны должны прийти 25 мая в Вене на очередном собрании стран-экспортеров.
Во-вторых, появились новые долгосрочные планы, которые также могут заставить рынок волноваться. Это касается нового указа президента Дональда Трампа, который отменил запрет Обамы о расширении добычи полезных ископаемых на морских шельфах. Такой тип добычи только сейчас начал серьезно возвращаться после аварии в 2010 году на станции Deepwater Horizon. При продлении сделки ОПЕК, которая все-таки гарантирует относительную стабильность нефтяных цен, отрасль может заработать с новой силой. Еще в феврале этого года шельфовая добыча вернулась на прежний уровень, и нынешний указ Трампа должен придать уверенность нефтяникам. Потенциал континентального шельфа Штатов огромен — по оценкам, там находится 12,3 миллиарда тонн технически извлекаемой нефти. Таким образом, восстановление и рост промышленной выработки здесь, совокупно со сланцевой добычей, не оставляют ценам шанса на серьезное укрепление.
Что все это значит для РФ? Ничего хорошо. Экспорт углеводородов остается одним из главных доходов бюджета — почти 40% от общего объема. Поскольку реформы по устранению зависимости сводятся к перекладыванию финансовых обязательств на граждан и бизнес, то и дальнейшее падение цен на нефть только усилит бюрократическое давление внутри страны. Деньги на выполнение взятых на себя социальных обязательств чиновники, к сожалению, продолжат искать не в собственных карманах, а в карманах русских людей. Что касается курса национальной валюты: низкая нефть вместе с постепенным снижением ключевой ставки и, как следствие, сокращением сделок carry trade, не оставляют рублю пространства сверху. Которое бы, кстати, было, действуй наш любимый мегарегулятор — ЦБ — не так радикально. Правительство РФ продолжит выступать всеми руками за сделку ОПЕК — резкое падение нефтяных цен неизбежно заставит кабинет министров либо что-то делать, либо проваливать в тартарары. А значит возникнет ситуация, аналогичная 2015 году, только в замедленном режиме. Пока власти не решатся на серьезные экономические реформы внутри страны, ничего не изменится. А решатся власти примерно никогда — нынешняя медленная стагнация позволяет руководству страны существовать практически в тепличных условиях.
Постучали в черный ход
Уже в этом месяце бизнес-омбудсмен Борис Титов должен представить очередной сборник «Книга жалоб и предложений российского бизнеса-2016». Самый здоровый регулярный проект в экономическом блоке заслуживает подробного рассмотрения, хотя даже сейчас некоторые проблемы встают настолько остро, что на них вполне можно обратить отдельное внимание. На этот раз речь о проверках предпринимателей. Напомним, что в начале года Владимир Путин с большой помпой ввел мораторий на плановые проверки малых предприятий с выручкой меньше 800 миллионов рублей в год и штатом до 100 человек. Запрет будет действовать три года. Но надзорные органы не намерены упускать единственный источник обогащения, и перешли к другим методам — увеличили количество неплановых проверок.
Такие данные приводятся в опросе, который провели по заказу бизнес-омбудсмена. 2,2 тысячи участников из 60 регионов РФ констатируют: один тип проверок сменился другим. Количество предпринимателей, столкнувшихся в этом году с неплановыми инспекциями, возросло с 21,9% до 30,8%, с прокурорскими — с 16,9% до 21,8%, рейдовыми — с 7,9% до 13,3%, и, с самыми любимыми и честными — проверками по заявлениям граждан — с 15% до 19,5%. В то же время растет количество и так называемых административных расследований (далее — АР). Последние можно возбудить практически по любому поводу, который не подходит для обычной внеплановой проверки. Такой повод может поступить прокурору или любому другому лицу, назначающему АР, откуда угодно — из правоохранительных органов, органов местного самоуправления и даже от общественных организаций. Самое приятное, что АР по закону может длиться до месяца. Есть несколько способов по продлению АР, если на пути чиновника попался уж совсем несговорчивый делец. Учитывая, что расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения, очевидно, что для предпринимателя такой процесс едва ли является выгодным для функционирования бизнеса.
Но хитростью выходки надзорных органов не оканчиваются. Опрос говорит, что государственные служащие стали злее. Оперируя цифрами, 39% участников заявляют, что административная нагрузка составила 20% и более от выручки бизнеса — это самая большая доля в опросе. Всем хочется жить хорошо, а для этого нужно взять больше. Если кто-то еще надеется, что низкие нефтяные цены заставят систему подумать о выращивании собственной экономики — да разуверится. С нетерпением ждем полный текст «Книги жалоб» 26 мая на День предпринимательства, чтобы узнать, насколько далеко зашла изобретательность российского чиновничества.
Pay It Forward
Нашумевший так называемый «Закон о реновации» (его официальное название не поддается прочтению) еще даже не прошел второе чтение в Госдуме, а мэрия Москвы спешит максимально быстро подготовить площадку для будущих грандиозных строек. Как известно, любая стройка начинается с денег, которыми и занялись Собянин и его команда. В четверг мэр подписал закон о выделении на несуществующую еще программу 96,5 миллиарда рублей. По данным, которые приводит РБК, средства пойдут на «формирование земельных участков, подготовку дополнительных площадок для строительства домов для переселения, а также проекты и предпроектные работы». Факт, что никакого голосования или общественного обсуждения, кроме нарисованного в СМИ, вообще не идет, московскую администрацию совсем не смущает. Что хотя бы немного радует — мэрия наконец-то опубликовала список домов, подлежащих сносу. На интерактивной карте к каждому дому стоит пояснение «идет подготовка к голосованию». Очевидно, власти Москвы владеют оккультными техниками предсказания результатов — другого варианта точного подсчета первого транша (именно 100 миллиардов рублей) просто нет.
Кстати, траты раздуют бюджет Нерезиновой до рекордных размеров в 2 триллиона 73 миллиарда рублей. Как известно, мы живем во времена кризисные, и стране едва хватает денег на самые важные стратегические проекты: простить долг киргизам, включить Чечню в новую программу дотаций, построить АЭС в Турции. Почему и откуда нашлись деньги на Москву — большой вопрос. И это только первая капля. Сам Собянин говорит, что программа будет работать в течение 10–15 лет, и сколько наших денег потратят за эти годы — можно только фантазировать. Но переживать нечего. Главные проблемы столицы — уличные пробки, высокие цены на товары первой необходимости и мигранты из южных республик — давно решены. Ведь так? Давайте просто воспользуемся нашим любимым примером: что такое 100 миллиардов рублей в Москве? Анализу поможет открытый бюджет города. Средства, выделенные Собяниным на реновацию в этом году, это:
— 37% трат на столичное образование или финансирование 587 общеобразовательных школ города.
— 43% трат на столичное здравоохранение или 191 функционирующая поликлиника и 50 больниц в городе.
— 14 километров метрополитена и 3 новых станции.
Итак, на примере Москвы гражданин РФ воочию наблюдает, как происходит управление денежными потоками в стране. И на какие проблемы деньги тратятся (спойлер: на те, которые указал президент). Впрочем, особая любовь московской мэрии к самым скандальным стройкам известна уже давно. А потому программу реновации можно смело назвать кульминацией собянинского представления.
Путешествуйте налегке
Евразийский союз стремительно интегрируется. Культурный обмен между высокоморальными жителями Средней Азии и потерявшими свою идентичность многонациональными гражданами Ресурсной Федерации крепнет с каждым годом. Все знаю, что материальное — главный враг моральных ценностей и культуры. Именно поэтому мудрецы из Евразийской экономической комиссии решили снизить порог беспошлинного ввоза товаров для физлиц. Сейчас планка установлена на уровне €1500, что совершенно излишне для простого жителя Северной Евразии. Предполагается снизить порог сначала до €750, а к 2021 году и вовсе до €500 — больше с собой брать и не надо. Кроме того, уменьшится и разрешенный вес перевозимых вещей: с нынешних 50 до 25 кг. Исключением станут только путешествующие на самолетах — для них нормы останутся прежними.
Увеличение уровня пошлин внутри единой экономической зоны для граждан едва ли поспособствует реальной интеграции рынков. Косвенные цели уменьшения понятны — некоторые ИП и малые предприятия вполне могли провозить свои товары через границу как физлица, что явно не нравилось таможне — такой денежный поток проходит мимо цепких рук. Но в целом снижение порога пошлин явно проходит по инерции вместе с увеличением вообще всех сборов внутри Российской Федерации. Так что всех читателей-туристов, любящих навестить леса Белоруссии, искупаться в Иссык-Куле или сгонять на выходные в Астану, просим внимательно ознакомиться с Единым таможенным тарифом. Может, его чтение наведет вас на мысль о том, что в Киргизию или Армению лучше совсем не ездить. Только летать.
Итого
Прошли очередные переговоры российского президента и турецкого султана — дань уплачена, вопросы решены; Нефть снова падает, захватив с собой рубль и стабильность; Надзорные органы находят новые пути задушить бизнес; Собянин платит вперед; ЕврАзЭс снижает пошлины.