Сетевые дискуссии о русском вопросе однообразны и унылы, как выступления первого лица. Попробуйте признать реальность — фактически мононациональный характер нашей страны. Из этого ведь элементарно следует необходимость Русской России. Тут на вас покатит волна аргументов. Одних и тех же. Раз за разом. «Нет, Россия многонациональная, я сам живого еврея видел». «Еще и многоконфессиональная, евреи же, говорю, и мусульмане, ага». «Страна развалится, будет русская Россия от Алтуфьево до Бирюлево». Вся эта клоунада — не больше, чем пыль в глаза. А что если глаза протереть? Мы увидим, что в России минимум 86 процентов населения русские. Значит, страна должна принадлежать нам. Русским, которые живут по всей Руси-Матушке от Чудских берегов до ледяной Колымы.
Дагестан отвалится, да еще Ингушетия? Да вы, во-первых, попробуйте оторвите этих бюджетных пиявок. А во-вторых, мы с удовольствием поменяем «проблемные» регионы на Одессу, Минск, Тирасполь и Усть-Каменогорск.
Татары-башкиры? Зажаты русскими регионами, да и в автономиях полно русских районов. А если есть огромное желание строить блокадные бантустанты из оставшихся нерусских районов — мы посмотрим и посмеемся.
Тыва? Берите две, кому нужно (только кому нужно?). И Кужугетовича прихватите. Да не забудьте сенатора Нарусову, члена Совфеда от Тувы, и матушку тувинской телезвезды Ксении Собчак.
Единственное, что может испугать — невероятно масштабная на карте Якутия.
Есть мнение, что виновник вековой западной русофобии — Герард Меркатор. Картографическая проекция ученого сделала и без того большую Россию на картах чудовищем, нависшим над Европой. Волей-неволей испугаешься. Что-то подобное в самой России вызывает Республика Саха. А вдруг якуты отделятся, со всеми алмазами? Как жить дальше? Настроения подогреты властью. Логика понятна — усилить накал многонациональности, разбить гидру сепаратизма молотом дотаций.
А как решать в Русской России якутский вопрос, который неизбежно встанет? Якутов в республике, занимающей почти пятую часть России, уже свыше 50% населения. Вот об этом и поговорим. А для начала посмотрим, как мы докатились до нынешней ситуации.
***
Этнос саха в Якутии — народ пришлый. Якуты — тюрки, предки-кочевники которых еще 1000 лет назад жили на территории современных Монголии, Китая и приграничных регионов России. В XII веке саха медленно идут на север. Спустившись с южносибирских хребтов, якуты обнаружили обширнейшие равнинные территории междуречья Лены и Алдана. Земли идеально подошли для разведения крупного рогатого скота. И к XV веку многочисленные тюрки чередой нескольких миграционных волн уверенно освоили долины Туймаада, Эркээни и Энсиэли. Коренных жителей — тунгусские племена и прочих палеоазиатов — вытеснили на горные окраины.
Как видно, претендующие на статус «автохтонного этноса» якуты опередили русских в историческом масштабе совсем ненамного. Первые отряды наших, идущие «встречь солнцу», окажутся на берегах Лены уже в первой половине XVII века, а в 1632 году Петр Бекетов заложит Якутский острог.
Саха быстро сообразили, что покорители пришли в регион всерьез и надолго. Оттого якуты достаточно беспроблемно вошли в состав Русского государства. В последующие века аборигены научились у нас земледелию и другим полезным штукам. Также туземцев поголовно, хоть и крайне поверхностно, христианизировали. Оттого до сих пор у якутов в ходу старинные русские имена и фамилии, что часто удивляет приезжих.
Между тем славянское население сурового морозного края практически не росло. По переписи 1897 года русских в Якутской области (территориальной единице даже более грандиозной, чем современная республика) насчитали всего 11% при 82% якутов из всего населения в 280 тысяч человек. Причем в самом обитаемом Якутском округе русских было еще меньше — 5% при 90% якутов. И только на самом юге, в малонаселенном Олёкминском округе, европейское население уже доминировало — 54% русских при 36% якутов.
Потому на фоне наглого крышевания националов советскою властью создание Саха АССР выглядело как минимум логически обоснованным. Жизнь бы шла своим чередом и дальше — якуты продолжали пасти скот и собирать скудные северные урожаи, а русские не стремились на земли, где −50 по Цельсию — если бы не одно «но». Сияющее, как лед на солнце, «но». Алмазы. Якутия — слишком громадная. Советские геологи были просто обречены найти здесь что-то очень важное и в огромных объемах. Что и случилось в 1949 году, когда в долине Вилюя нашли первый алмаз. А летом 1955 года в Москву ушла знаменитая радиограмма. «Закурили трубку мира зпт табак отличный тчк Авдеенко зпт Елагина зпт Хабардин тчк», ставшая отправной точкой масштабного освоения как кимберлитовой трубки «Мир», так и других месторождений.
Второй очаг европейской промышленной миграции в Южной Якутии возник раньше. Мыть золото в районе современного Алдана начали еще в Империи. Впрочем, масштабное освоение «желтого дьявола» пошло уже в брежневскую эпоху. В 1960-е власти начали разработку угольных месторождений на самом юге Якутии с центром в поселке Нерюнгри, получившем в 1975 году статус города. А спустя несколько лет на якутской земле заработала первая железная дорога — до станции Беркаит под Нерюнгри дошла ветка из «столицы БАМа», Тынды.
Осваивались и самые крайние районы, вдоль Северного морского пути. Но по понятным причинам в абсолютных значениях приток славянского населения не впечатлял.
Как итог — сотни тысяч русских и представителей других народов европейской России оказались в Якутии, серьезно изменив этнический состав региона. К 1989 году саха составляли уже только 33% населения автономии. Русские ехали преимущественно в районы нового освоения вдоль юго-западных границ республики, составляя там подавляющее большинство. А также, по советской традиции, в центр региона, Якутск. Большая же часть республики оставалась пустыней с крайне незначительным населением. В некоторых северных районах формально преобладают русские, в других — якуты, а в некоторых — и вовсе коренные малые народы севера. Впрочем, все это очень условное преобладание. Ведь средний район северной Якутии — буквально 5–8 тысяч человек на площади размером с большую европейскую страну.
В 1990-е годы люди, ехавшие на Север за «длинным рублем», потянулись обратно «на материк». Сподвигла на это глобальная экономическая катастрофа СССР. Особенно остро крушение ощутили на суровом северо-востоке России. Так, в 1989 году в Магаданской области проживало 392 тысяч человек. А к 2002 году осталось лишь 183 тысяч — за десятилетие население региона сократилось вдвое (!) и продолжило снижаться, хоть и не такими темпами. В 2010 году — 157 тысяч, а в 2016-м — 146 тысяч.
Еще больше потеряла Чукотка. Из 164 тысяч жителей в 1989 году за 1990-е уехало две трети (!). К 2002 году в регионе оставалось всего 54 тысяч душ. Правда, знаменитое пришествие Романа Абрамовича, которого местные чтут едва ли не как полубога, ситуацию выправило. Славяне перестали бежать с полуострова. К 2017 году в регионе остается порядка 50 тысяч человек. В итоге коренные чукчи, составлявшие лишь 7% жителей автономии на излете советской эпохи, внезапно вновь стали заметной величиной. Доля аборигенов в 2010 году — уже 27%. При этом абсолютная численность луораветланов стагнирует десятилетиями: чукчей как было 12 тысяч в 1939 году (аж 56% населения региона), так все те же 12 тысяч осталось к году 2010-му.
Понятно, что из Якутии люди поехали в Европейскую Россию. К 1989 году европейские этносы насчитывали около 700 тысяч. А к 2010-му наша численность упала примерно до 400 тысяч, что вновь вывело размножающихся на селе якутов в демографические лидеры. Не нужно все списывать на русофобию и этнократическую власть. С 2002-го по 2010-й президентом Якутии был этнический русский Вячеслав Анатольевич Штыров. Увы, на глобальные демографические процессы это особо не повлияло.
***
Формально по схеме ситуация напоминает кавказские истории — русские приехали, русские уехали. Местечковый национализм и дерусификация, замещение населения и прочие безрадостные вещи. Однако в реальности все намного сложнее. Почему? В реальности Якутия — не какая-нибудь Ингушетия, а огромнейшее пространство размером с Индию. В Саха между городами и райцентрами — сотни километров тайги, тундры или горных хребтов по вкусу.
Поэтому качели этнобаланса практически не изменили этническую структуру расселения республики. Как это выглядит сегодня?
1. Алмазный край. Ленский район, логистически завязанный (Ленский путь) на Мирнинский район с кимберлитовыми трубками. Якутов 8–10%, остальные — русские и прочие европейцы. А еще, по новой российской традиции, уже заметны среднеазиаты. Сюда же с некоторыми оговорками можно отнести Олёкминский район с историческим русским присутствием и смешанным саха-русским населением.
2. Южная Якутия. Нерюнгринский и Алданский район, привязанные жд-сообщением к БАМу. Угольные, золотые и не только месторождения. Якутов еще меньше — буквально 2–4%, остальные — европейские народы (читай, русские).
Когда вы слышите экономические новости про Якутию — алмазы, руды, добыча, разработка, инвестиции, налоги — на 90% речь про сугубо русские районы. Эти территории имеют лишь административное отношение к исторически якутскому ареалу на средней Лене. От Алдана до Якутска — 500 км пути самолетом, от Мирного — 800 км. Население сокращается, как в России много где, но к замещению местными это не приводит. Относительная доля русских даже растет. Элементарно — за счет ассимиляции малороссов, татар, немцев и прочих удмуртов. Якуты сюда массово не едут — неоткуда (якутские села в сотнях км) и незачем. Проблема здесь, скорее, среднеазиаты. Но едем дальше.
3. Центральная Якутия. Ряд небольших по местным меркам, но густонаселенных районов. Тринадцать — с суммарным населением около 290 тысяч. 90% якуты, а русские — только 7% (половина — в Хангаласском районе, «стыкующем» Якутск и русскую Южную Якутию).
Якутск. Сам город и формально отдельный городской округ Жатай немного севернее (около 10 тысяч жителей, якутов ~ 9%, остальные — русские и прочие). Окружен якутскими сельскими районами из предыдущего пункта. Единственное место в Якутии, где происходит то самое замещение населения. Русские уезжают, якуты валом валят из села. Если в 1989 году в городе жили 186 тысяч человек, то к 2010-му в ГО Якутск уже — 280 тысяч. Европейцев около 40% или 114 тысяч. Сейчас население города уже перевалило за 300 тысяч и продолжает расти, а доля славян — соответственно, сокращаться.
5. Северо-западная Якутия. Пять огромных малонаселенных районов с преобладанием малых народов — эвенков, эвенов, долганов.
6. Северо-Восточная Якутия. Все те же огромные районы с заметным числом представителей малых этносов (эвенки, юкагиры, чукчи), но и якутским и русским населением. В итоге здесь крупнейшие этносы — именно русские или якуты, хотя речь идет об очень незначительных числах.
Северные территории (пп. 5 и 6) — это 16 районов с общим населением около 106 тысяч человек. Получается, по 6–7 тысяч обитателей на кусок суши размером с Португалию. Суммарно в этой группе примерно 43% якутов (~45 тысяч), 33% русских (~35 тысяч) и 23% народов Севера. То есть на большей части региона проживает меньше 10% всего якутского населения и меньше 10% всего русского.
Иными словами, пугающая якутская Якутия, по сути, сводится к территориям, лишенным стратегических ресурсов и выхода к северным морям. Это зажатая, относительно компактная и наглухо зависимая от остальной России (включая другие районы республики) территория. И весь якутский национализм с активным ростом и якутизиацией столичного региона сводится к простой формуле: русский в Мирном и Нерюнгри добывает ресурсы, а дотационный саха все доходы тратит в Якутске.
Что сделать русским? Разбить якутский вопрос на две части: административно-территориальный и национальный. С одной стороны, у нас 3 миллиона квадратных километров под властью раскосых этнократов. С другой — полумиллионный монголоидный народ, который варится в своем котле на стыке Сибири и Дальнего Востока. И решать эти вопросы можно параллельно.
Самой Республики Саха быть не должно, как и других национально-территориальных образований. Однако простое переименование в Ленский\Якутский край ситуацию с этнобалансом не изменит.
Славянское население сильно сократилось за счет миграционного оттока, хотя местные русские чувствуют себя достаточно уверенно. Средний возраст русского в Сахе в 2010-м составлял 34,7 лет, а доля лиц моложе трудоспособного возраста — 21%. Для сравнения, у русских по России в целом средний возраст 39,5 лет, а доля жителей моложе трудоспособного возраста — 16%.
У якутов, которых отъезд на материк не затронул, ситуация еще лучше. 93% русских в Сахе — горожане, тогда как свыше 60% якутов все еще живет на селе, что наилучшим образом сказывается на рождаемости. В итоге, по переписи 2010 года, среди детей до 1 года доля якутов составляла 58,4%, а русских — 31,3%. Происходит, повторю, не замещение населения, а изменение демографических потенциалов разных частей Якутии. Юго-западные районы остались русскими, просто сократили вклад в общее население региона. А удельный вес якутских сельчан — вырос.
Как видно, перспектив возвращения русского этнического большинства нет. Завозить избыточное население в непригодные условия — отличительная советская практика. В Канаде и Австралии тоже добывают ресурсы в ледяных и песчаных пустынях. Но ни Оттава, ни Канберра не строят панельные стотысячные города, ограничиваясь вахтовым трудом малого числа людей.
Самое логичное решение — поменять границы, разукрупнив Саху, а то и вовсе разделив между другими регионами. Каким образом? Административная карта России к востоку от Енисея хорошо бы смотрелась так:
Все северные регионы с избыточным бюрократическим давлением на бюджеты давно пора укрупнять. Логично к этому процессу подключить и якутские северные малонаселенные районы. В границах подобного объединенного Северо-Восточного края на 2010 год проживало 635 тысяч человек, из которых одних только русских — 70% (плюс еще переписные украинцы и т. д.), а якутов — неопасные 7%.
Три юго-западных района на карте присоединены к Иркутской области, забавным образом идеально увеличив характерные «заячьи ушки» географического контура. Были якутские алмазы — стали иркутские. И весь сказ. А деньги идут не на бесперспективный ледяной Якутск с растущим якутским населением, а на большой и важный русский Иркутск. Плюс новые финансовые возможности Прибайкалью.
Вся жизнь Нерюнгри и Алдана привязана к жд-ветке из Тынды, расположенной в Амурской области. Более чем логично дать этим местам административное единство с БАМом. Опять-таки, лишние налоги пойдут на русский берег Амура, в приграничный Благовещенск.
Усеченная Якутия превратится, по сути, в грандиозную резервацию. Оставшиеся в границах региона около 20% русских сконцентрируются в Якутске. Зачем же нам такая Якутская область? Незачем. Можно разделить земли между Иркутском и Благовещенском. Да, это искусственное деление — но почему нет. Якутск, к которому таки достроили железную дорогу из Нерюнгри, с окрестностями тогда логично отойдет Амурской области. А что? Амуро-Якутская магистраль будет в одном регионе. В таких границах в Амурской области насчитают 72% русских и 20% якутов в северных районах — тоже вполне нормально.
***
А вообще судьба оставшихся этнически якутских районов имеет уже непосредственное отношение к другому вопросу — национальному. Что все-таки делать с полумиллионным азиатским народом на средней Лене?
Нынешнее алмазно-угольное благополучие способствует концентрации саха в Якутске, растущем как на дрожжах, и меняет этнобаланс города. Покидать республику аборигенам нет никакого смысла, «их и здесь неплохо кормят». На этом фоне и расцвел якутский национализм. Якутский язык уверенно себя чувствует, в районах люди плохо говорят на русском, растет популярность коренных имен и туземной языческой религии Аар Айыы. Все это накладывается на все более заметное восточноазиатское влияние. И в Москве гики и даже ширмассы смотрят японское аниме, а для монголоидных якутов любой джей-поп — свое, родное. Популярны претензии: мол, русские загнали нас в нищету, а при японцах\китайцах жили бы, как белые люди, пили сакэ и т. д.
Сецессия ресурсных районов моментально уведет все экономические показатели региона в глубокие минуса, что не так плохо. Подобный поворот событий вынудит якутов разъехаться по городам и весям нашей необъятной Родины. А саха в Сахе и за пределами гнезда — разные люди. У себя на селе — это отсталые селюки. За пределами (и даже отчасти в Якутске) — нормальные городские люди. Как известно, японцы\корейцы\китайцы у себя построили\строят успешные экономики, но и в диаспоре это не дотационные негры\мусульмане, а зачастую общины богаче\образованнее белого большинства в странах Запада. Стереотипы о гениальных раскосых людях появились отнюдь не на пустом месте. У восточных азиатов действительно есть склонность к точным наукам.
Якуты — такие же. Обычные азиаты, чьи положительные склонности порой пробиваются даже через железобетонную толщу российской действительности. В качестве показательного примера возьмем историю братьев Ушницких, из которой получился бы отличный вдохновляющий байопик на россыпь «Оскаров».
Начинался бы фильм, как водится, с флэшбэка. Начало 1990-х, глухой поселок Хонуу, покосившиеся черные деревянные дома в сугробах. Камера наезжает на оконный термометр избы — красный столбик остановился на отметке минус 59 по Цельсию. В окне — восьмилетние мальчики Алексей и Афанасий играют на приставке «Денди», попавшей в село стараниями залетного коммерсанта.
Кстати, помните другое кино, про братьев Расула и Дауда Гаджимагомедовых? Картина тоже начиналась со сцены, где пацаны рубятся в восьмибитные стрелялки в своем глухом ауле. Эти игры вдохновили братьев. Мальчики поняли, что убивать — весело. Главное, кого. Чуть позже парни начнут мочить русских кяфиров и сражаться под командованием Хаттаба. Дальше — лесное подполье, смерть Дауда в 2002-м, амнистия Расула в 2004-м, должность главы родного горного района в 2008-м, депутатский мандат в Москве и золотой «Стечкин» в 2012-м. Заканчивается кино вручение Расулу звезды Героя РФ в торжественной обстановке лично В.В. Путиным.
Не помните? Вот и я нет. Но, согласитесь, жизненно?
Что до реальной истории Алексея и Афанасия, то жизнь братьев-якутов пошла по другому пути.
Еще школьниками Ушницкие переезжают с родителями в Якутск. Помните про сельскую миграцию чуть выше? Вот она, родная.
В большом городе братья-близнецы узнают много нового: оказывается, любимые игры — продукт рук человеческих. Игры кто-то разрабатывает. Из журнала «Страна игр» мальчишки даже выудили еще одну ценную информацию — за это платят деньги, которых хватит на дом с бассейном. Нет, братья не захотели взять золотые «Стечкины», смотаться в Калифорнию или на худой конец в Москву и начать собирать дань с местных программистов.
Решили делать игры сами. По книгам из городской библиотеки учили Бейсик и Паскаль, а код своей первой игры написали на тетрадных листах — компьютера не было. Плохо говорящие на русском школьники хотели видеть воплощение своих идей. Потому на деньги, заработанные продажей газет, покупали почасовой интернет в офисе местной телекоммуникационной компании и рассылали многочисленные, адски наивные и безграмотные письма на адреса издателей игр, почерпнутые все из той же «Страны игр».
Годами Ушницкие последовательно долбили в одну точку, постоянно учились. Попутно зарабатывали на жизнь чем придется: от мытья машин до ремонта ноутбуков. Искали инвесторов и партнеров. Терпение и труд, как известно любому русскому, перетрут что угодно. В итоге братья пришли к успеху. В 2012-м вышла написанная якутами-близнецами игра «The Secret Society», которую установили на смартфоны миллионы людей.
Сейчас у Ушницких — своя компания «MyTona» с офисом в Якутске и трехзначным числом сотрудников из местных кадров, новые успешные проекты и уважение целого региона.
Ушницкие — большие патриоты Якутии. Финансово помогают даже местным конкурентам — молодым компаниям. Да, вопреки бизнес-логике, но ради поддержки земляков. Честь и хвала. Но мораль тут другая. Сельский, замкнутый в себе праздник на Лене — большая проблема. А развитый городской, но не менее замкнутый в себе праздник на Лене — проблема еще большая. Резервация внутри страны — плохо, а дееспособное государство — еще хуже.
Предпосылки есть. Ушницкие не одиноки в своем движении из грязи в князи. Вот вы знали, что в Якутии активно развивается местный кинематограф? На якутском языке, фильмы, снятые за три копейки, похожие на письмо Лёши в «Буку». И ленты идут в местных кинотеатрах, и собирают кассу как голливудские блокбастеры. А сейчас якутское кино выходит на мировую арену. Авторские фильмы начинают участвовать во всяких инди-фестивалях по всему миру. Совсем недавно популярность в узких кругах приобрела лента «Костер на ветру» режиссуры Дмитрия Давыдова, сельского учителя из Амгинского района.
Потому нам надо поощрять расселение этого крупнейшего сибирского народа по всей Азиатской России. Да и по Европейской тоже. Каким образом? Давать льготы вот таким Ушницким для переезда компаний в Хабаровск или Благовещенск, поближе к азиатскому рынку. Перенос учебных заведений из Якутска, направление школьников из сел в ВУЗы русских южных областей. В Дальневосточном федеральном округе якутов около 7%, а с граничным Прибайкальем/Забайкальем удельный вес падает еще, почти вдвое. Можно реализовать глобальные программы финансирования переезда молодежи из конкретных районов в конкретные города. Из Таттинского — во Владивосток, из Кобяского и Вилюйского — в Иркутск и т. п.
Это не про «азиаты поглотят русскую Сибирь» — см. цифры численности — а про разумную интеграцию людей, которые имеют все шансы окуклиться в свою нацию. Якутам хватит азиатской усидчивости за поколение перейти с русского на английский с японским.
Нам объективно куда более выгодны азиатские общины в крупных городах, по примеру тех же США, чем громадная сельская (или даже городская) замкнутая Якутия.
Ах, метисация, русские к востоку от Урала станут похожими на азиатов! Во-первых, не станут. Русских банально куда больше (в очередной раз предлагаю взглянуть на процент якутов в Азиатской России). А во-вторых, коренные русские сибиряки, потомки казаков — шедших к Тихому океану с огнестрелом, но без славянских женщин — и так обладают характерной наружностью. Это и отличает сибиряков коренных от сибиряков советских волн заселения. Первым русско-якутским метисом, например, считается Любим, сын Семёна Дежнёва и якутки Абакаяды, дочери вождя одного из улусов. Добрые якуты Абакаяду любят, а злые историки утверждают, что Дежнёв если и заключил стратегический брак с представительницей местных элит, то жену в улусе оставил и больше не увидел. И поспешил великий уроженец Великого Устюга открывать Берингов пролив, чтобы успеть это сделать до того, как родится Витус Беринг.
Коренной русский сибиряк, чьи предки-казаки века назад оказались за Камнем, сейчас управляет русской столицей. Помните этого арийского джентльмена? Что, таких оленеводоглазых мало в Сибири? О том и речь. Целые народы сибирские исчезли, а сами русские в регионе как были европейского фенотипа в массе своей, так и остаются.
Что до метисов — бывает. В Сахе 7,8% якутов и 9% якуток состоят в смешанных браках. Русские пересекаются с якутами в Якутске и в Олёкминском районе. Именно здесь и живет заметное число метисов. Сахаляры, как называют детей от смешанных браков в регионе, как правило, испытывают проблемы с идентификацией. Для якутов эти люди слишком европейцы, для русских — слишком азиаты. Это не так и плохо. Обычно в зонах межрасовых контактов подобные граждане оформляются в особые этнические группы вроде южноафриканских цветных. Подобная метисация на руку тем, кого больше. В ЮАР больше было негров, чем африканеров, а в России больше русских, чем якутов. В нашем же случае сахаляры прибиваются то к одним, то к другим. И, как это часто бывает у метисов, становятся чрезмерно последовательными и сознательными в новой идентичности. Русский националист Николаев и якутский националист Павлов, скрестившие в якутском паблике виртуальные мечи, вполне вероятно — оба сахаляры.
При «размазывании» же якутов по России смешанных семей, скорее всего, станет существенно больше. Сейчас, например, аж 73% якутов и 79% якуток за пределами республики состоят в смешанных браках. А сахаляры в русских областях однозначно прибьются к русской стороне. Повторю, русских как этнос и даже региональные группы русских этот процесс в азиатов никак не превратит. Нас столько, что никаких якутов и бурятов не напасешься. А уже существующий пример русских корейцев (живших у границы, но «размазанных» по стране) показывает, что подобная интеграция автохтонных азиатов вполне реальна. Костя Цзю и Виктор Цой — привлекательнее, чем Приморская корейская автономная республика на границе с КНДР, согласитесь?
***
Подытожим. Мегалитическая Саха-Якутия — проблемный регион, а якуты — проблемный этнос для русского характера государственности России. Потому и решать эти проблемы нужно комплексно.
— Якутию необходимо не просто преобразовать в область, а сократить в масштабах или разделить вовсе. А налоги «Алросы» и прочих ресурсных компаний региона пусть идут в более южные и более русские города и веси.
— Что до якутов — покуда саха окончательно не забыли русский язык и не перешли обратно в язычество, нужно способствовать интеграции аборигенов в русский социум путем миграций повсюду в стране. В большие города Дальнего Востока и Сибири. Потенциал у якутов азиатский — в хорошем смысле этого слова.
— Если же русскоязычные православные якуты будут иногда ассимилироваться в русских через сахалярскую метисацию — что ж, не такая это и страшная беда. Пережили корейцев, и этих переживем.
Как нам обустроить татар: факты, цифры и план действий для русского национального правительства