Что случилось с экономикой за неделю 4-10 апреля 2015 г.? Специальный доклад только для подписчиков «Спутника и Погрома»

Что случилось с экономикой за неделю 4-10 апреля 2015 г.? В этом выпуске: индийцы помогут создать русский Windows, Иран готовится обрушить нефтяной рынок, рубль пришел в чувство, Киев отказывается платить по долгам, у «Мечела» и «Ютэйра» появляется товарищ по несчастью, китайцы верят в ТОР, российский газ разрушает единую Европу, ливанцы переводят деньги из России на Донбасс. Специальный еженедельный доклад только для подписчиков «Спутника и Погрома».

er24

Дискриминация, утопия и медведевщина

Минкомсвязи утвердило план импортозамещения программного обеспечения. Как и все документы подобного типа, он содержит только две вещи: показатели обеспеченности отечественным ПО в перспективе пяти-десяти лет и абстрактный набор мер, которые к середине лета необходимо довести до ума. Отметим, что планы у ведомства крайне амбициозные. Так, по его оценкам, сейчас почти все используемое в РФ ПО – западного происхождения. А к 2025 году доля импорта по отдельным направлениям не должна превышать 25-50%. Чтобы достичь этих показателей, ведомство предлагает реализовать три блока мер. В тех сегментах рынка, где у российских разработчиков есть задел – а это, что логично, антивирусное или внутрикорпоративное ПО, – предлагается предоставить преференции при доступе к госзаказу. Есть уже и конкретный механизм: госструктуры обяжут покупать только отечественное ПО. Если же необходимого софта на российском рынке не окажется или он не подойдет по каким-то критериям, можно будет предоставить в ответственное ведомство письменное объяснение и закупить иностранное ПО. Правда, патриотизм Минкомсвязи уже не разделяют в правительстве: Минэкономразвития отказалось согласовывать эти предложения, отправив их на доработку.

er25-inf2

Второй комплекс мер – поддержка тех сегментов, в которых России необходимо будет фактически начинать с нуля. Здесь действовать предлагается через создание некоей некоммерческой организации, которая необходимое ПО и будет разрабатывать. Причем к участию в этом проекте предлагается привлечь не только российских разработчиков, но и специалистов из других стран – в первую очередь БРИКС (вспомним, как во всем мире любят индийских программистов). Идея выглядит откровенной утопией, и, даже если она будет реализована, ПО, созданное таким образом, будет, надо думать, очень далеко от идеала.

Но еще менее реалистичным выглядит третий блок мер – привлечь в разработку специализированного ПО для различных отраслей экономики так называемые «умные» инвестиции. Под этим термином, по всей видимости, понимают создание неких индустриальных консорциумов, в которые будут привлечены научные институты и IT-компании. Нисколько не умаляя прелесть идеи, давно взятой на вооружение развитыми странами, стоит отметить, что примерно тем же чиновники занимались весь недолгий срок Дмитрия Медведева – с известными результатами.

er25-inf1

И снова нефть…

На прошлой неделе Иран и шестерка международных посредников (США, Россия, Великобритания, Франция, Китай и Германия) завершили переговоры по иранской ядерной программе в Лозанне. Никакого итогового соглашения подписано не было, между тем результат переговоров несколько дней подряд преподносился по всему миру как великая победа то ли западной демократии, то ли иранского духа (смотря в какой стране вещали соответствующие СМИ). Главное, о чем вроде бы договорились стороны: в течение следующих десяти лет Тегеран остановит две трети своих мощностей по обогащению урана. Еще пару месяцев назад такая уступчивость со стороны Ирана казалась невозможной, так что есть все основания полагать: самое интересное в переговорах еще впереди.

Между тем, если в дальнейшем события вокруг иранской ядерной программы будут развиваться в таком же ключе, а с Тегерана будут сняты европейские и американские санкции, нефтяной рынок ожидает еще одно падение. А российский бюджет, как следствие, — очередные неприятные корректировки. Собственно, после объявления о том, что стороны заключили некое «рамочное» соглашение, нефть марки Brent сразу же подешевела с 57 долларов за баррель до 54 долларов.

er25-inf4x

Напомним, что именно санкции резко снизили добычу нефти в Иране: если в 2011 году было добыто 208 млн тонн нефти, то в 2013 – всего 166 миллионов. Экспорт упал в два раза: с 2,5 млн баррелей в сутки – до 1,1 миллиона. При этом аналитики уверяют, что, как только санкции будут сняты, Ирану потребуется не так много времени, чтобы резко нарастить экспорт, а за ним и добычу. Сейчас запасы нефти в стране оценивают в 30-35 млн баррелей.

Между тем находятся люди, которые, даже принимая во внимание иранский фактор, в дальнейшее нефтяное падение не верят. Таков, например, глава «Лукойла» Вагит Алекперов. На недавней конференции с инвесторами он говорил совершенно крамольные вещи о том, что количество буровых установок по всему миру драматически сокращается и его не удивит, если к концу года нефть будет стоить 80-100 долларов за баррель.

…и снова рубль

Раз уж мы затронули нефтяные перспективы, никак нельзя обойти стороной происходящее на валютном рынке. А здесь происходит следующее: мы вернулись к тому, с чего начинался нынешний кризис. Во всяком случае 52 рубля за доллар – курс начала декабря.

Самым простым объяснением происходящего был бы возобновившийся рост нефтяных цен. Но это не так: с начала апреля нефть марки Brent подорожала на 3%, рубль укрепился на все 8%. Вообще рубль «отвязался» от нефти в начале марта, когда Brent после непродолжительного роста начала дешеветь, а рубль все равно продолжил укрепляться.

er25-inf3f

Другая причина укрепления рубля – период налоговых выплат. Именно на март и апрель приходится существенная часть годовых налоговых платежей. Соответственно, компании предъявляют повышенный спрос на рубли, чтобы платить в казну. С другой стороны, в конце прошлого года и в начале нынешнего Россия прошла пик выплат по внешнему долгу, что снижает спрос на валюту в нынешнем моменте.

Ну и, конечно, самый главный момент: геополитические страсти поутихли, а про декабрьскую панику и вовсе почти никто уже не вспоминает. Подтверждается это тем, что рядовые граждане понесли валюту обратно в банки и обменники, а иностранные инвесторы внезапно вернулись на российский рынок, несмотря даже на «мусорные» рейтинги РФ.

В общем, благодать и спокойствие. Но это в моменте. А если покопаться в разнообразных прогнозах хотя бы по валютному курсу на ближайший год, тяжесть неопределенности может попросту раздавить любопытствующего наблюдателя. Издание РБК недавно собрало прогнозы почто 30 зарубежных банков по валютному курсу на конец года. Результаты таковы: самые оптимистичные дают 48 рублей за доллар, отъявленные пессимисты – 85 рублей. Если притвориться, что истина всегда посередине, получается что-то в районе 65 рублей за доллар.

Киев не хочет платить

Украина начала реструктуризацию внешнего долга – соответствующее распоряжение утвердил Кабинет министров страны. Под реструктуризацию попал не только государственный долг, но и еврооблигации государственных Укрэксимбанка, Ощадбанка и компании «Укрзализныця» — местного аналога РЖД. Цена вопроса – 15 млрд долларов. Причем о полном списании этого долга речи пока не идет – выплату этих денег просто планируется отложить до 2020 года.

Договориться с международными кредиторами Киеву жизненно важно: только в этом случае он может претендовать на дальнейшее выделение финансовой помощи от Международного валютного фонда и прочих помощников.

Между тем основные кредиторы Украины к идее реструктуризации относятся по-разному. Так, фонд Franklin Templeton, крупнейший держатель еврооблигаций страны в размере 7,6 млрд долларов (весь украинский долг – порядка 40 млрд долларов), уже сформировал группу кредиторов, которым принадлежит половина долга, для ведения переговоров с Киевом. А вот Москва, которой Киев должен выплатить в декабре 3 млрд долларов, ни о какой отсрочке говорить не хочет. Эту красивую принципиальность портит только отказ потребовать у Украины досрочного погашения. Госдолг страны еще в начале года превысил 60% ВВП, что подобную возможность дает. Вообще самым вероятным развитием событий представляется следующее: Россия какое-то время будет вредничать, а потом согласится на реструктуризацию. Еще более вероятно то, что Украина попытается любым способом от этого долга откреститься: издание Financial Times, например, полагает, что украинцы вполне могут потребовать простить им долг в зачет отобранного Крыма – и европейские суды даже могут их поддержать.

После Лужкова и Сердюкова бизнеса нет

К переживающим непростые и нервные времена компаниям «Мечел» и «Ютэйр» присоединилась еще одна – группа «Строительное управление 155». Несмотря на незвучное название, СУ-155 ведет свою историю с 50-х годов и сегодня является одним из крупнейших строителей жилья в европейской части России – огромной империей из 85 предприятий, ежегодно сдающей около 1,5 миллионов квадратных метров недвижимости. На минувшей неделе Сбербанк отправил в суд заявление о банкротстве группы. Впрочем, Сбербанк такой не первый: нынешнее заявление для СУ-155 – уже восемнадцатое. А в целом за последние полгода к застройщику было подано пять десятков различных исков от кредиторов, налоговиков и заказчиков.

er25-01

Самое интересное здесь, не как будет дальше развиваться ситуация вокруг застройщика, а что довело его до такой жизни. Конечно, девелоперы – именно те люди, по которым кризис бьет в первую очередь, но главное в истории СУ-155 не только общеэкономические проблемы. В прежние благодатные времена 2000-х глава группы компаний Михаил Балыкин был если не другом, то уж точно хорошим знакомым Юрия Лужкова. Второй актив – связи с Минобороны. Печально известная поэтесса, подруга Анатолия Сердюкова и бывший член совета директоров «Оборонсервиса» Евгения Васильева не один год помогала СУ-155 получать госзаказы на строительство жилья для военных. Собственно, когда-то Васильева даже руководила одной из питерских структур СУ-155.

После того как Лужков и Сердюков сменили места работы, у застройщика начались проблемы. В 2011 году за недостаточную расторопность со строительством социального жилья его раскритиковал новый московский мэр Сергей Собянин. Через два года появился и первый иск от столичных властей – с требованием вернуть в бюджет 3,5 млрд рублей, выданных на строительство ЗАГСа в Южном Бутово. Тогда же, в 2013 году, Минобороны подало иск на 358 млн рублей из-за срыва сроков реализации ряда проектов. И наконец, в конце прошлого года на застройщика ополчились подмосковные власти: губернатор Андрей Воробьев объявил о претензиях на 1 млрд рублей – за аренду земли в Долгопрудном.

Китайцы на пути в Хабаровск

В еще не запущенной, но уже очень перспективной ТОР «Хабаровск» появились первые иностранные резиденты. Ими – как ни удивительно – станут наши китайские друзья. Недавно делегация Минвостокразвития посетила головное предприятие компании Baoli в городе Цзянсу и вернулась из заграничной поездки с подписанным меморандумом о создании совместно с китайскими инвесторами нефтеперерабатывающего завода в Хабаровске. Производить будут изделия на основе битума, инвестиции составят порядка 50 млн долларов, строительство может начаться уже в этом году. А уже в ближайшее время Baoli планирует начать скупку по всей России небольших нефтеперерабатывающих заводов, чтобы затем объединить их в единый холдинг с хабаровским производством.

Газ раскачивает Европу

Пока в Брюсселе придумывают, как еще сильнее усложнить жизнь «Газпрому», восточноевропейские страны начинают прорабатывать проект газопровода «Турецкий поток». В Будапеште состоялась встреча министров иностранных дел Греции, Сербии, Македонии, Венгрии и Турции, итогом которой стала декларация об энергетическом сотрудничестве. Эту встречу можно трактовать как готовность включиться в строительство «Южного потока». Важной она представляется хотя бы потому, что, несмотря на наличие общего представления о том, как пройдет труба, совершенно непонятно, кто и как ее будет строить. Напомним, что «Южный поток» сорвался в первую очередь потому, что план его строительства противоречил нормам Третьего энергопроекта ЕС. Речь идет о том, что одна и та же компания не может одновременно владеть трубой и поставлять по ней газ. Так что, если применять опыт «Южного потока» к турецкому наследнику, «Газпром» может построить газопровод только до турко-европейской границы. Дальше делить с ним ответственность за строительство должны страны, по территории которых он пройдет. На встрече не присутствовал глава австрийского МИДа, хотя предполагается, что с турецких берегов газопровод пойдет в австрийский Баумгартен. Болгария, которая раньше должна была принимать российскую трубу и, пойдя на поводу у Брюсселя и Вашингтона, заблокировала строительство, из проекта, таким образом, оказывается выброшена. Есть и еще один немаловажный вопрос: «Газпром» не может строить трубопровод хотя бы потому, что столкнется с вполне понятными трудностями по привлечению денег на европейском рынке.

er25-02

Но пока что никаких конкретных решений по «Турецкому проекту» нет. Однако одним из вариантов может быть создание единого европейского консорциума, в который вошли бы перечисленные выше страны и который сам бы занялся привлечением денег и финансированием строительства.

Самое интересное заключается в том, что гипотетический консорциум был бы не столько экономическим, сколько политическим образованием. Да к тому же еще и действующим в разрез со ставшей уже почти официальной стратегией выдавливания российского газа из Европы. Во всяком случае именно это прописано в одобренной недавно стратегии Энергетического союза ЕС. К тому же брюссельские чиновники не просто проявляют умеренный скептицизм, но уже вполне открыто выступают против строительства «Южного потока». А это уже, в общем-то, откровенный демарш со стороны двух вступивших в ЕС стран и трех — рвущихся туда. Вишенка на торте, конечно же, — Греция. Во время недавнего визита греческого премьера Алексиса Ципраса в Москву Владимир Путин рассказал ему, как ослабить долговое бремя, гнетущее Афины. Все очень просто: включиться в строительство «Турецкого потока» на своей территории и гасить кредиты МВФ и ЕС деньгами, которые будет генерировать газопровод.

Из Донбасса через Ливан

Донецкая и Луганская Народные Республики с ноября прошлого года находятся в полной финансовой изоляции: здесь не работают ни российские, ни украинские банки, отключены платежные терминалы и банкоматы. На днях появилась информация, что отправлять и получать деньги русские люди на Донбассе все-таки могут, причем уже с конца марта, но только в ДНР и по довольно «изысканной» схеме.

er25-03

Процесс перевода денег в ДНР выглядит так. На сайте Минфина ДНР был размещен список точек приема переводов в Москве и 56 регионах РФ (сейчас публикация снята). В одном из этих пунктов тем, кто успел запомнить адрес, необходимо сделать перевод, но в качестве получателя указать ростовский офис компании «Банкоматика», которая официально занимается сбором и учетом информации по работе различных платежных систем. Получив деньги, «Банкоматика» сообщает о переводе в Центральный республиканский банк ДНР, который из собственной кассы затем выдает наличные жителям Донецка. Минимальный размер перевода – 15 тыс. рублей, комиссия – 2%.

Сами переводы в адрес «Банкоматики» осуществляет малоизвестная российская платежная система «Анелик». Система достаточно старая – работает в РФ с 90-х, имеет 3 тыс. точек обслуживания и принадлежит банку «Анелик.Ру». Кредитное учреждение, в свою очередь, является стопроцентной дочкой крупного ливанского банка CreditBank S.A.L., владельцами которого выступают Тарек Джозеф Халифе и Шамма Хассан Суккар.

Вся эта схема очень напоминает некогда описанную нами выдумку иранцев, оказавшихся под американскими и европейскими финансовыми санкциями. Роль «Банкоматики» там выполняла сеть так называемых havaleh-брокеров. Деньги нужно было принести своему брокеру в Тегеране, который по телефону связывался с коллегой в США и говорил, кому, когда и сколько денег нужно отдать. Проблема заключалась только в одном: по американскому законодательству деятельность таких брокеров была нелегальной, а значит, грозила им вполне реальными тюремными сроками. То же и здесь: банки, задействованные в схеме, – прямые кандидаты на порцию персональных санкций со стороны США и ЕС. Хотя, конечно, трудно представить, как можно осложнить жизнь российской банковской системы еще сильнее.

Итого:

Если долго смотреть на котировки нефти или пары USD/RUB, может даже показаться, что никакого кризиса нет и в помине. Действительно, какой может быть кризис, когда в России готовятся со дня на день приступить к разработке собственного Windows, китайцы вдыхают в бумажные ТОР жизнь, восточноевропейские товарищи объединяются против Брюсселя и за РФ, а русские люди в Донецке даже могут получать денежные переводы?