В этом еженедельном экономическом дайджесте «Спутника и Погрома»:
— Триумф «Роснефти»: Игорь Сечин всегда платит свои долги.
— Поправки к бюджету 2016: больше дефицита, больше секретов.
— Погружаясь в Африку: темп падения доходов поставил очередной рекорд.
Кроме того: уголь некуда девать; бриллианты начнут продавать через интернет, «Платон» заработает в полную силу.
Вопросы приватизации: кручу, верчу, запутать хочу
Любимое экономистами и очень нелюбимое простыми гражданами слово «приватизация» звучит на этой неделе очень громко. Представление открыл наш любимый конферансье Дмитрий Анатольевич Медведев, заявив 30 сентября на Сочинском инвестиционном форуме: «Мы это будем делать, в том числе и в этом году и по ряду таких довольно больших, крупных пакетов акций. Например, таких как „Роснефть“ и „Башнефть“». На следующий же день процесс приватизации башкирской компании запустился снова: в конце августа, как мы писали, свои заявки на покупку контрольного пакета в 50,8% акций «Башнефти» стоимостью, по разным оценкам, от 280 до 300 млрд рублей (впрочем, рыночная — немного ниже) выдвинули «Лукойл», «Татнефть», фонд «Энергия» и многие другие тяжеловесы российского энергетического рынка. Однако на сцену неожиданно вышел игрок, который даже не планировал участвовать в торгах (а если верить Bloomberg, то неофициально не допущенный на торги). Встречайте, новый будущий хозяин «Башнефти» — компания «Роснефть» во главе со знаменитым нефтяным многоходовочником Игорем Ивановичем Сечиным! По официальным данным, «Роснефть» предложила за контрольный пакет акций 330 млрд рублей, с 35%-й премией к рыночной стоимости, а в Минэнерго сообщили, что правительство уже выпустило соответствующую директиву, тем самым отменив торги. Для того, чтобы сделать такой неожиданный ход на большом аукционе, «Роснефти» пришлось попрощаться с некоторой долей в своих индийских активах: проценты компании в русско-индийских «Ванкорнефти» и «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» уменьшились соответственно на 11% и 29,9%. Продажа этих активов стала достаточно легким выходом из ситуации: она принесла Игорю Ивановичу дополнительные $3,14 млрд (или примерно 200 млрд рублей), при этом доля «Роснефти» в обоих индийских проектах осталась на уровне 50,1%, что позволяет компании и дальше их контролировать.
Забавная тенденция: если отбросить слухи о том, что «Роснефти» якобы запретили участвовать в приватизации, получается, что правительство просто затянуло время проведения аукциона до тех пор, пока «Роснефть» не продаст нужные активы в Индии и не выступит с таким красочным предложением. Интересно и то, что потенциальные участники торгов в один голос заявили о преимущественном праве «Роснефти», вот, например, что говорит владелец фонда «Энергия» Игорь Юсуфов: «В сложившийся ситуации мы считаем, что наиболее привлекательным предложением располагает компания „Роснефть“, способная заплатить за этот актив сумму свыше $5 млрд». По его мнению, это смогло бы увеличить капитализацию самого российского нефтяного гиганта, а, соответственно, и стоимость тех 19,5% от неё, которые также планируется «приватизировать». Успел положительно высказаться и глава республики Башкортостан Рустэм Хамитов: «Дело в том, что партнеры ранга „Роснефти“ нас в принципе устраивают. У нас есть предварительные договоренности с ними, что интересы республики будут соблюдены в полном объеме», цитирует Газета.ru. Получается, что у главы республики уже есть какие-то договоренности с компанией, которая в принципе даже не заявляла об участии в торгах за контрольный пакет. Ладно, хорошо.
Что в этой ситуации интересного? Да то, что 69,5% акций «Роснефти» принадлежат обществу «Роснефтегаз», а тот на 100% принадлежит… российскому государству. Таким образом, подобная сделка, несмотря на всю её рыночную выгоду, которую красиво доказывают наши чиновники, не имеет никого отношения к приватизации, это переливание из пустого в порожнее. Реального интереса к российским нефтяным компаниям на рынке, к сожалению (или к счастью — мало ли любителей государственного капитализма), нет. Но есть еще более показательный пример, ходить далеко не нужно — как раз те самые 19,5% «Роснефти». Казалось бы, крупнейший российский нефтяной гигант, имеющий проекты по всему земному шару, должен заинтересовать инвесторов. Так и есть — китайская CNPC говорила о готовности приобрести пакет в обмен на равнозначную ему долю в управлении «Роснефтью». Однако делиться управлением российское правительство в лице его главных представителей не любит, поэтому теперь эксперты единодушно называют покупателем 19,5% акций «Роснефти»… саму «Роснефть». Под соусом «приватизации» нам подают что-то вроде перераспределения активов между разными структурами: кручу, верчу, запутать хочу. «Деловые инвестиции», и неважно, что компания могла просто отправить эти деньги на дивиденды держателям акций — основным бенефициаром все равно оказалось бы государство — зато теперь в бюджете будет красиво показано, что это не деньги, полученные от «нефтегазовой ренты», а деньги с «приватизации». Вот как мы уменьшаем зависимость от углеводородов, дорогие граждане. У кого-то даже поворачивается язык назвать это «абсолютно нормальным рыночным механизмом», что, впрочем, может иметь некоторую логику — ведь приватизация придумана российскими властями для пополнения бюджета, а ради бюджета, обеспечивающего благосостояния граждан, казалось бы, чего и не придумаешь. Однако и здесь российские гении от экономики отличились, о чём в следующей новости.
Поправки к федеральному бюджету: армия всегда в моде
В четверг стало известно, что правительство одобрило проект поправок в бюджет на нынешний год. Связано это с тем, что заложенная временными правилами цена на нефть в $50 уже полностью себя не оправдывает и нужно изменить её на $40/баррель. Вот что говорит премьер-министр: «Ситуация с доходами лучше по ряду позиций, чем прогнозировалось. Но, тем не менее, это лишь частично компенсирует падение нефтяных цен. Доходная часть бюджета по году сокращается примерно на 370 млрд». После принятия поправок, которые де-факто обрисуют текущее положение дел, ситуация окажется не такой радужной, как без устали говорят позитивно настроенные отечественные эксперты: дефицит бюджета, тот самый коварный враг, с которым мы постоянно боремся путем секвестра расходов, увеличится с 3,2% до 3,66% от ВВП. Медведев говорит и о том, в чью пользу принимаются поправки: «Будет перераспределено более 1 трлн рублей. Прежде всего они пойдут на исполнение наших социальных обязательств». Обратимся к цифрам, которые приводит «Ъ»: «Национальная экономика» потеряет 13,8% или 735 млрд рублей, «Здравоохранение» — 6% или 29 млрд рублей, «Образование» — 5% или 27 млрд рублей. Режут и знаменитые национальные программы правительства — на 15,6% уменьшена программа поддержки Крыма, программа развития радиоэлектроники (про импортозамещение в IT мы тоже писали) — на 21,9%. То есть сокращается все, кроме одной статьи бюджета. Каждый русский человек угадает её с первого раза — «Национальная оборона». Такие вот социальные обязательства.
Минфин выдаст гарантии предприятиям ВПК на 900 млрд рублей, что увеличит общую их сумму до 1,44 трлн рублей. Вот главная причина дефицита бюджета России. То есть формула поправок звучит так: мы еще больше режем все расходы, а деньги, полученные от «приватизации» «Роснефти» и «Башнефти» пойдут на государственные гарантии для ВПК. Государственные гарантии — это обязательства Российской Федерации (или иного государства) предоставить материальные блага, то есть деньги, для возврата сумм кредитов, привлекаемых компанией, то есть ВПК, для реализации какого-либо заказа. В данном случае это всеми любимый Гособоронзаказ, и статья может называться просто «расходы на армию».
Забавно, что «Национальная оборона» раздута настолько, что кому-то такое повышение может показаться даже незначительным — рост расходов составит «всего» 1%. В ногу с армией идет и так называемая «секретная часть» бюджета, закрытая для публики, её доля от общих расходах составит 22,3% (20% до поправок). Представитель Института Гайдара Василий Зацепин так поясняет РБК содержание закрытой части: «Война в Сирии, аппетиты ВПК и спецслужб, появившаяся в этом году Росгвардия». Действительно, традиционно большая часть засекреченных расходов проходит по статьям «Национальная оборона» — 67%, «Национальная экономика» — 7%, «Образование» — 4,3%, «Здравоохранение» — 3,6%. Связь, таким образом, очевидна.
МЭР опубликовал мониторинг текущей экономической ситуации в РФ
В понедельник Министерство экономического развития Российской Федерации опубликовало на своём сайте мониторинг экономической ситуации за январь-август 2016 года. Информация, изложенная в основных тенденциях доклада, свидетельствует о состоянии полной рецессии в промышленных сферах страны, которую МЭР почему-то называет «стабилизацией». Обратимся к цифрам: главный показатель, а именно сглаженный индекс ВВП, демонстрирует прирост в 0,3% относительно того же периода предыдущего года, однако в фактическом выражении ВВП всё равно падает — на 0,8% в течение рассматриваемых восьми месяцев. Аналогичную вялость показывает и годовой ИПП (индекс промышленного производства), то падающий на 0,5% в июле, то растущий на 0,3% в августе. Незначительно подрастает сельское хозяйство, замедляет сокращение объема работ строительство. Другие отрасли также колеблются в рамках 1% вверх или вниз в годовом выражении, де-факто демонстрируя плавное погружение производства РФ в период полной депрессии с медленным сползанием вниз. Зато неизменно растет добыча первичных топливно-энергетических ресурсов — на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Сносно показывают себя отрасли производства кожаных изделий, целлюлозно-бумажной продукции, тканей, полиграфии — в среднем они демонстрируют прирост объема продукции и дают 105% от уровня прошлого года. Падает добыча всех видов металла, за исключением алюминия, что авторы мониторинга связывают с действующей государственной программой по модернизации производства этого металла и пущенным в сентябре прошлого года Богучанским алюминиевым заводом.
Однако все эти сомнительные успехи реального сектора экономики никак не влияют на благосостояние добрых русских людей, исправно работающих на этих производствах. «Темпы падения реальных доходов ускоряются до 8,3%, достигнув в августе своего семилетнего максимума», — пишет со ссылкой на доклад «Ъ». Общее падение реальных доходов граждан составило 5,3% в годовом выражении, причем удар сильнее других получили доходы от предпринимательства и пенсионные выплаты, что достаточно предсказуемо на фоне сокращения поддержки фонда МСП и отказа от индексации пенсий.
Третий месяц подряд демонстрирует снижение и такой показатель, как реальная заработная плата — в августе снижение составило 0,7% по данным мониторинга. Забавно, что самые большие зарплаты по-прежнему в топливно-энергетическом и финансовом секторах, а самые низкие — в демонстрирующих рост производствах изделий из кожи, текстильном и швейном производстве и сельском хозяйстве — 55, 46 и 57% от среднего уровня по стране. Вывод из этих цифр делается однозначный: Россия уверенно превращается по своим показателям в страну Третьего мира.
РЖД не вывозит. Правда, пока речь только об угле
В среду в Кемерово состоялось совещание по вопросам вывоза угольной продукции из региона с участием представителей РЖД, властей и промышленников. Дело в том, что в сентябре железнодорожники постоянно срывали отгрузку товара, и в результате планы некоторых компаний составили до 60% от задуманного объема реализации — бизнес получил крупные штрафы, а на складах региона скопилось в 1,8 раза больше нормы угля: 16 млн тонн против нормы в 9 млн тонн. Главной причиной угольщики называют нехватку грузовых вагонов, которые то ли перебиваются другими заказчиками, особенно с Восточного полигона, то ли списываются в утиль. Следует отметить, что кризис длится еще с конца августа. Тогда мэтр Кузбасской политики, глава региона Аман Тулеев, объяснял проблемы мировым энергетическим заговором: «Некоторым нужно „прикрыть“ уголь, так как нужно развивать гидроэнергетику, а уголь — это их главный конкурент. Для других — европейцев и США — нужно свою экономику подправить и рынки свои занять. Вот и ведутся разговоры о том, что не нужен уголь», — цитирует его «Ъ». Действительно, кто еще может быть виноват в простое продукции на складах, как ни Обама, вероломного защищающий штат Огайо от дешевого кузбасского угля? Представители РЖД в ответ заявляют, что угольщики виноваты сами.
Начальник Западно-Сибирского транспортного центра Игорь Сарычев говорит, что объем добычи угля нарастили на 11 млн тонн за первый квартал 2016 года, а в конце 2015 года обещали оставить его на прежнем уровне. Согласно цифрам, именно столько угля и не вывезли из Кузбасса. Существует также мнение, что простой создан искусственным образом — скачок цен на уголь в августе-сентябре этого года выгодно продлить обеим сторонам, которые хотят таким образом поддержать высокие цены. РЖД таким способом получит больше заказов, а угольщики — большего денег с продажи своего товара.
Бриллианты разрешат продавать через интернет
Аппарат правительства запланировал на 14 октября заседание подкомиссии по электронной торговле под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича. В проекте повестки заседания есть предложение МЭРа об исключении ювелирных изделий из перечня товаров, запрещенных к продаже дистанционным способом. Этот запрет действовал в соответствии с президентским указом от 1992 года, который, впрочем, некоторые компании ухитрялись обойти. Рассказывает представитель «Бронницкого ювелира»: «Мы резервируем на сайте товар для последующей продажи по образцу». Также ювелирные компании активно пользуются интернет-маркетингом для продвижения своих товаров: особенных препятствий тут нет. Вот что сообщают об этом в «Яндексе»: «В рамках текущего законодательства на „Яндекс.Маркете“ размещаются магазины, предлагающие ювелирные изделия, однако в таких магазинах покупатель может только забронировать товар и позже забрать самостоятельно — доставка не осуществляется». Сейчас доля таких «забронированных» изделий составляет около 3% от общей суммы продажи. Разрешение вести торговлю напрямую через интернет, с доставкой, поможет открыть рынок для многих потенциальных покупателей — по крайней мере, так считают авторы инициативы из Минэкономразвития. Теперь, если все пройдет гладко, те русские люди, которые хотят порадовать своих жен, сестер, девушек и матерей, могут сделать это, не отходя от компьютера.
«Платон» разгоняется
В свете массовых протестов, последовавших за введением системы дополнительного сбора с грузовиков в ноябре 2015 года, тарифы «Платона» были установлены в половину размера от запланированных — 1,53 руб./километр вместо 3,06 рублей. Льготный режим был продлен с 1 марта нынешнего года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией, из-за чего федеральный бюджет недосчитался в своих доходах 16,6 млрд рублей. Теперь, по прошествии года с момента введения системы, министр транспорта РФ Максим Соколов намерен довести начатое до конца: «Надо восстановить ту модель сбора средств в эту систему, которая изначально задумывалась при запуске проекта», — цитирует министра РБК. По мнению Соколова, сейчас система успешно прошла свой тестовый режим, работает нормально и доказала свою эффективность. Министру оппонирует Минэкономразвития, которое в конце сентября предлагало сохранить льготный тариф до 1 января 2019 года, опасаясь падения объема грузоперевозок и, как следствие, большего замедления роста экономики. Свои идеи в попытке сохранить средства дальнобойщиков выдвигает и сам оператор системы «Платон»: в конце сентября он предлагал разработать систему скидок для фур, застрахованных по системе КАСКО, а также ввести коэффициенты в зависимости от дальности пути и стиля вождения. Видимо, ситуация с повышением тарифов «Платона» должна разрешиться этой осенью. Едва ли правительство всерьез пойдет на эту меру — новые протесты сейчас никому не нужны.
Итого
Госкомпания покупает госкомпанию, это хвалят и называют «приватизацией»; на деньги от «приватизации» раздают госгарантии для ВПК, попутно урезав социальные расходы до предела; население продолжает беднеть, реальные доходы падают; бриллианты будут продавать через интернет; РЖД тормозит вывоз угля из Кузбасса; «Платон» могут включить на полную силу — наступает мрачная осень.