Чувашия — весьма специфическая республика России. Здесь процент русского населения не уменьшается. Городские жители титульной национальности отлично поддаются ассимиляции, особенно когда уезжают за пределы региона. Немного статистики: в 2002 году в России было примерно 1,6 миллиона чувашей, в 2010-м — только 1,4 миллиона. В отличие от других субъектов, русских тут всегда было не так много. В 1989-м, 2002-м и 2010 году стабильно около 27%, и живут они в основном в городах.
С одной стороны, чуваши — народ тюркоязычный, что сближает его с башкирами и татарами и их пантюркистскими мечтами (хотя чувашский язык является единственным и уникальным живым языком булгарской группы, который сильно отличается от того же татарского), с другой — наш, православный. Они приняли многие черты русской культуры. Но сегодня некоторые представители национальной интеллигенции постоянно упражняются в русофобии, высказывают радикальные взгляды по поводу истории и будущего их народа. Так было и в начале XX века, и после революции, и особенно активно в 90-е годы прошлого столетия. Давайте разбираться в непростом национальном вопросе Чувашской республики.
Исторические метаморфозы
Как и у других небольших по численности народностей, у чувашей для поднятия чувства собственной важности идеализируется собственный национальный миф. Они считают себя прямыми потомками древнего государства — Волжской Булгарии. Местные элиты неоднократно поднимали вопрос переименования республики — либо директивно, либо через референдум. Но татары тоже себя считают великобулгарскими потомками и ревностно следят за ситуацией у соседей. Активисты-чуваши искренне считают, что изменение названия Чувашии каким-то образом поменяет жизнь республики в лучшую сторону и поднимет народное самосознание.
Фантазия местных историков безгранична. Вы знали, к примеру, что чуваши — это потомки древних шумеров? В научных академических статьях можно встретить идеи, что вся топонимика Средней Азии, Китая и чуть ли не всей России — чувашские. Есть множество теорий происхождения чувашей, где каждый местный исследователь придумывает свой псевдоисторический бред. На самом деле это народ, вобравший в себя как тюркские, так и финно-угорские культурные и лингвистические черты с позднейшим сильным влиянием славян.
К России чуваши официально попросились в 1551 году. У них тогда не было своего государства — вместе с другими народами Поволжья они подчинялись Казанскому ханству. Сегодня принято считать, что чуваши тогда боролись против войск Ивана Грозного. Но это не так. Перейдя под крыло Русского царства, они получили значительные налоговые послабления и спаслись от тирании ханства. Так что сражались чуваши в русском строю — всё же не дураки.
Позже чуваши поднимали несколько восстаний. В XVI–XVII веках произошли волнения против насилия чиновников и захватов земли — в 1571–1573 гг., 1609–1610 гг., 1634 г.; бунтовали чуваши и в период крестьянских войн под предводительством Разина и Пугачева.
После вхождения в состав России начинается активная колонизация и христианизация края, что современные свидомые чуваши не могут простить русским. Строились монастыри, развивалось миссионерство. Сначала успехи были более чем скромными — крестилась только часть феодальной знати, которой за это предоставляли льготы или прямо платили деньги. Потом удалось оправославить (и тем самым русифицировать) большинство крестьян. Принятие православия часто носило лишь формальный характер. Часть все равно оставалась язычниками, некоторые уходили в глухие леса, чтобы их не трогали миссионеры и власти. Были и такие, кто принимал ислам, но они быстро ассимилировались и превращались в татар. В 1897 году в Казанской и Симбирской губерниях 98% чувашей уже были христианами.
Недовольство современных чувашских нацпатриотов вызывает передача их земель переселившимся сюда из Московии служилым людям в XVI–XVII вв. Хотя на самом деле вхождение чувашского народа в состав России дало возможность расширить занимаемую ими этническую территорию. Началось строительство городов-крепостей — до этого чуваши были исключительно сельскими жителями. Русско-чувашские отношения с самого начала были исключительно добрососедскими, если не считать того, как писал этнограф Г. И. Комиссаров, что русские вели себя к местным высокомерно, а чуваши считали русских ленивыми и неаккуратными. Много людей с чувашскими корнями впоследствии ассимилировались и много сделали для Российской Империи. Активнее всего русификация развернулась с XIX века, когда среди чувашей распространился национальный нигилизм, пренебрежительное отношение к своей культуре, народу.
Нееврейская автономная область
Еврейская автономная область — жемчужина в короне КПСС; более абсурдного субъекта федерации нет не только в России, но на всей планете
Бурятия: байкальская многонациональность
В сибирских национальных республиках активно продолжается формирование «российской нации»
Дерусификация Алтая
Ермак сделал Сибирь русской. СССР и наследующая ему РФ делают все, чтобы русская Сибирь вновь стала нерусской.
Под властью Советов
Никаких проблем для Российской Империи этот народ до XX века не доставлял, и они постепенно вливались в русский плавильный котел. Потом случилась революция, стал оформляться чувашский национализм под влиянием соседних татар и других тюркских народов, которые их подбивали создать общее государство для тюрков Поволжья. Прошел Первый Всечувашский съезд, который ставил перед собой цель — создание отдельной республики, объединяющей в себе все районы их проживания. В их среде выделилось две группы — желающие реальной независимости и те, кто хотел бы жить в составе России на правах автономии. Большевики со временем выделили им отдельную АССР, причем коммунисты по давней дружбанародной традиции добавили к ней еще несколько населенных русскими волостей, чтоб хоть как-то разбавить моноэтничность созданного субъекта.
Чуваши все равно остались недовольны, так как в республику не вошли многие районы, где их соплеменники тоже компактно проживают. Они предлагали Москве увеличить их территорию почти в два раза: присоединить районы Нижегородской губернии, Татарии, Симбирской губернии (включая Симбирск как планируемый центр будущей республики) и Самарской губернии. Однако данный проект, представленный во ВЦИК РСФСР, был отклонен. Зато активно действовали центральные власти в деле коренизации. Предполагалось «ввести чувашский язык в качестве государственного и обязательного во всех местных государственных и кооперативных общественных учреждениях; преподавание в чувашских школах ввести на родном языке; судостроение и судопроизводство для национальных масс ввести на чувашском языке». Управленческие кадры менялись с русских на чувашские. К 1925 году представители чувашей в центральных учреждениях составляли 40%, а в уездных и волостных — 65%.
В годы Великой Отечественной более 208 тысяч уроженцев Чувашии ушли на фронт, из которых свыше 100 тысяч погибли. Как и в другие республики СССР, сюда со всей страны поехали рабочие — строить заводы и поднимать хозяйство, так как своих людей не хватало. Несмотря на это, уже тогда в печати стали высказываться недовольства непропорционально высоким удельным весом русского населения в руководящих органах и управленческих структурах. Хотя дело было в том, что чувашское население существенно уступало русскому по уровню образования и квалификации. В 1979 году на 1000 жителей чувашской национальности приходилось 34 человека с высшим образованием, у русских этот показатель составлял 74. В те годы из-за урбанизации существенно выросла доля чувашей, не владеющих чувашским языком. В 1970 году — 3,9%, в 1979-м — 7,8%, в 1989-м — 12,2%. Среди горожан еще больше: 16,0%, 22,2%, 25,2%. К концу существования СССР реальное функционирование чувашского языка перемещается в сельскую местность, а в городе становится признаком бескультурья и деревенщины.
Национальное возрождение
Второй Всечувашский съезд собрался в 1989 году. Среди делегатов возникло такое же разделение, как и во времена революционных событий начала XX века. Радикалы в 90-е хотели добиваться реальной независимости, сделать чувашский единственным официальным языком, преподавать на нем в школе, выдавить из власти и крупного бизнеса национальные меньшинства, главным образом русских (что в итоге и было сделано). Русофобия достигала такого масштаба, что после начала Первой чеченской войны многие представители чувашской интеллигенции тогда открыто поддержали чеченцев. В 1995 году в мятежную Чечню для встречи с Д. Дудаевым выехала группа чувашских депутатов, о чем с воодушевлением рассказывали местные СМИ. Радикалы, в свою очередь, проводили многочисленные митинги в поддержку чеченцев и писали письма Ельцину с требованием прекратить войну.
Со второй половины 90-х стало заметно турецкое влияние на республику и здешних националистов, которые все больше симпатизировали идеям пантюркизма. Анкара приглашала чиновников и деятелей местного национального возрождения к себе на переговоры и консультации, в результате которых Турция открыла свой лицей для подготовки к поступлению абитуриентов в турецкие вузы. Шло активное сближение чувашских сепаратистов с их идеологическими союзниками в Поволжье. Республики обменивались делегациями, где они жаловались друг другу на ущемления со стороны Москвы. Резко негативно отреагировали в Чувашии и на изъятие графы «национальность» в паспортах. Дело в том, что у большинства чувашей имя и фамилия от русских ничем не отличаются, в этом выявили коварный замысел дальнейшей русификации.
В 90-е годы многие представители местной интеллигенции говорили, что распространение ислама среди их народа может положительно сказаться на его национальном самосознании, так как православие «не думает отказываться от своих претензий стать государственной религией, не сворачивает с курса на русификацию». Это также сблизило бы их с башкирами и татарами, но число последователей ислама не увеличилось. Зато активно стали возрождать язычество, на котором и сейчас пытаются консолидировать нацию и показать ее особенность.
При поддержке властей проводят различные национальные фестивали. Так, был организован на постоянной основе так называемый «Всечувашский Симек», с очищающим огнем, танцами вокруг почитаемых деревьев, волхвами, поклонениями столбам, речами республиканских чиновников и прочей атрибутикой. Его организаторы не скрывают негативного отношения к деятельности РПЦ в регионе и среди них популярны русофобские взгляды. В 2014 году по требованию группы прихожан РПЦ во главе со священником начался демонтаж чувашского этнопарка. Проект вызвал возмущение местного священника, и организованные группы прихожан потребовали в районной администрации «пресечь распространение чувашского язычества». В результате принято решение о переносе парка в отдаленное место.
Современное состояние
Сегодня ключевой проблемой чувашских националистов считается вопрос переименования республики в Волжскую Булгарию. Иногда городские сумасшедшие организовывают рейды по магазинам, где пытаются, как в незалэжной Украине, добиться от испуганных продавцов ответа на чувашском языке. Больше всего чувашских радикалов раздражает тот факт, что на нем никто не хочет разговаривать, он оказался нежизнеспособен и не готов к реальной конкуренции. Свою энергию они тратят на развешивания двуязычных табличек. Также активны свидомые чуваши и в социальных сетях, где в их группах можно встретить карты «независимой Чувашии», требования присоединить к республике часть земель соседних областей, рассуждения о великорусском шовинизме и прочий русофобский бред.
Что касается жизни русского населения республики, то там почти все государственные должности предоставляются исключительно представителям титульного народа. Родители русскоязычных чувашей и славянских учеников возмущены тем, что детей насильно заставляют изучать чувашский. В республике Алатырский и Порецкий районы считаются русскими, в столице Чувашии проживает 34% русских. Город Алатырь стал своеобразным центром этнической консолидации русского населения Чувашии.
В республике нередко случаются скандалы на национальной почве. Так, в апреле 2011 года в Чебоксарах появились фашистские листовки, в которых унижался русский народ (мы не будем ее цитировать). Несколько лет назад спикер Госсовета Чувашии и лидер чувашских единороссов Михаил Михайловский в республиканском парламенте заявил, что в республике «основной язык — чувашский, а уже потом русский». Этому скандальному заявлению предшествовало выступление руководителя Чувашского национального конгресса Геннадия Архипова, который в течение почти 15 минут говорил исключительно на чувашском языке, которого большинство в зале не знает. Автора статьи «Покажи мне свой язык, и я скажу — кто ты» в местной газете, которая оправдала слова спикера и добавила от себя немного русофобии, осудили по 282 статье.
В итоге
Призрак русофобии бродит по Чувашии. Сейчас его загнали в подполье, но в случае ослабления федерального центра сепаратисты вылезут на свет как грибы после дождя. Для этого в регионе есть все предпосылки. И национальные, и религиозные, и лингвистические. Но сегодня численность чувашей стремительно уменьшается, поэтому нет сомнения, что рано или чуть позднее они окончательно ассимилируются и исчезнут в русском народе. Об этом говорят результаты переписи населения. Многие молодые люди, особенно проживающие в городах либо выезжающие в другие регионы, стесняются своего происхождения, идентичности и легко записываются в славяне, никто не хочет использовать тюркский язык в повседневном общении. Все потуги чувашских активистов, часто поддерживаемые другими тюркскими странами, ни к чему не приведут, так как процесс добровольной русификации уже необратим.
Дружба народов в Башкирии
Башкортостан — весьма интересная республика с точки зрения национального состава населения. Несмотря на то, что русских всего лишь 36%, мы составляем относительное большинство.
Финно-угры. Добро пожаловать в русский народ
Финно-угорские народы нынешней Российской Федерации (всего около 2 миллионов человек) прямо на наших глазах добровольно и стремительно русифицируются
Больше материалов о дружбе народов
Тексты Мирона Григорьева
Поддержите «Спутник и Погром» покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким! У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.